В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.
Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.
Знания причин возникновения повышенной тревожности может привести к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствующей снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей и подростков.
В связи с этим становится актуальной наша работа, в которой была сделана попытка систематизации теоретических источников по изучаемой проблеме, установлена зависимость между тревожностью, коммуникативной компетенцией и неудовлетворенностью статусным местом в группе сверстников детей младшего школьного возраста, а так же сделана попытка создания системы коррекционно-развивающих занятий, способствующих снижению тревожности в поведении младших школьников.
Экспериментальное исследование проводилось на базе средней образовательной школы № 39 г. Саранска. В эксперименте принимали участие 45 детей 7-9 лет. В ходе исследования констатировалось состояние детей младшего школьного возраста в плане наличия и уровня тревожности, а так же предпринялись попытки в прогнозировании ее развития.
На этапе эксперимента с помощью методики измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А.Немчинова) и методики диагностики уровня школьной тревожности Филипса были выявлены тревожные дети младшего школьного возраста, а так же установлено наличие прямой связи между тревожностью и неудовлетворенностью статусным местом в группе сверстников.
Таким образом, можно констатировать, что тревожные дети младшего школьного возраста нуждаются в коррекционном воздействии, направленном на развитие конструктивных способов их взаимодействия. Поскольку сама тревожность применительно к человеку - это свидетельство ограниченных средств, которыми он располагает для преодоления затруднений неприятных для себя ситуаций, недостаток средств, используемых в собственной деятельности и взаимодействии с другими людьми. Поэтому в корреляционно-развивающей работе речь должна идти не об избавлении от тревожности, а о расширении активно используемого коммуникативного инструментария используемого в поведении детей младшего школьного возраста.
Выявленная зависимость позволила составить коррекционно-развивающую программу, взяв за основу формирование у детей младшего школьного возраста умения использовать коммуникативные навыки. Разработанные в программе принципы развития коммуникативных навыков, конструктивных способов взаимодействия, а также развития способности наиболее успешно реализовать себя в поведении взаимодействия, могут быть использованы в массовой практике работы с детьми младшего школьного возраста.
Данная программа не представляет собой единственный законченный вариант, она может быть расширенной, но важно сохранить порядок, при котором упражнения, направленные на знакомство и самораскрытие участников, были сосредоточены в первых занятиях, а упражнения, ориентированные на позитивное изменение способов взаимодействия - ближе к окончанию цикла.
Работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста должна носить не узко функциональный, а общий, личностно-ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные и половые «пики» и индивидуальные «зоны уязвимости» для каждого ребенка. В младшем школьном возрасте центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми.
В профилактике и преодолении тревожности у детей существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.