Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи детей. Это явление изучали как в России (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. И. Ушакова и др.), так и за рубежом (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Показано, что первые годы жизни являются периодом усиленного словотворчества. Детское словотворчество возникает на основе обобщения и анализа речи, экспериментов и игр со словом как предметом, и интуитивного осознания грамматических форм. Теоретически оно объясняется недостаточным пониманием разнообразия грамматических форм и небольшим опытом общения детей раннего и дошкольного возраста.
В большинстве случаев дети стремятся, как можно точнее скопировать речь взрослого. Но, стараясь с точностью воспроизвести слова старших, ребята интуитивно поправляют их. Изменив в услышанном слове лишь один звук, дети заставляют, тем самым, слово подчиниться их логике. Пытаясь самостоятельно отыскать смысл непонятных речей взрослых, ребенок вкладывает в услышанные слова совершенно другой смысл.
К концу дошкольного возраста способность к словотворчеству начинает угасать. Исчезают безвозвратно удивительные, полные особого смысла детские слова. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам. Поэтому дети начинают стесняться и скрывать свои языковые эксперименты. Главной причиной перемен является так называемый «кризис 7 лет», наиболее значимым признаком, которого считается утрата детской непосредственности. Словотворчество угасает не у всех детей, достигших критического возраста семи-восьми лет. Настоящие таланты благополучно минуют этот рубеж.
Приступая к исследованию, мы предположили, что детское словотворчество основано не только на стереотипности речевых шаблонов, усваиваемых детьми, но и на творчестве самого ребенка. При стимулировании словотворчества этот процесс не угасает.
Нами было просмотрено 726 высказываний детей в возрасте 2-7 лет. Нас интересовало словотворчество детей, и с этих позиций мы отобрали 86 изречений. Проанализировав детские новинки, мы проклассифицировали их следующим образом:
1) слова, возникающие по типу речевой ошибки - 25 слов (29%), например: поломатый гвоздик, умные человеки, я хохоту, две одны, едвее.
2) слова, в которые вложен совершенно иной, скрытый от взрослых смысл - 27 слов (31,4%), (например, повара следует называть вареником, поскольку он варит, плавники - это трусы для плаванья, «запугивать» означает застегивать на пуговицы, а «подорожник»- тот, кто подметает дорожки); В других случаях противодействие речи окружающих неосознанное, т.к. ребенок не знает каких-то слов и заменяет их созвучными или хорошо ему известными. Например: хрустящая туфелька, мышцы всмятку, сухомятные черепахи.
3) абсолютно уникальные, как по своему строению, так и по смыслу (такие слова меньше всего опираются на речевые стереотипы, усваемые детьми от взрослых. 7 слов (8,2%), например: затопырь глаза, нажмурьте сок, сова со своими совочками.
4) слова, построенные детьми по одинаковым грамматическим правилам, интуитивно усвоенным ими из речи взрослых - 27 слов (31,4%) (грязинка по аналогии со снежинкой или пушинкой; на треньках - на четвереньках; выступательница - воспитательница и т.п).
Проанализировав имеющуюся литературу, посвященную вопросам словотворчества, и получив данные нашего исследования, мы пришли к выводу, что словотворчество представляет собой единство подражания и творчества.
Детское словотворчество нужно стимулировать и поощрять, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Но необходимо научиться анализировать детские высказывания и в зависимости от результатов анализа планировать педагогическую работу. По нашему мнению, следует поощрять и интенсивно стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а также осознанное переосмысление уже знакомых слов.
Словотворчество - естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка.
Следует отметить, что словотворчество играет большую роль в повышении уровня речевого развития не только на родном, но и на иностранном языке. Поскольку важнейшим условием речевой развития детей дошкольного возраста в процессе обучения иностранному языку является работа над словом, которая рассматривается во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.