Вследствие усиления конкуренции в сфере туризма, необходимости самостоятельного продвижения туристических услуг на рынок, привлечение спонсоров, определение стратегии развития приоритетных направлений деятельности в новых условиях особую роль в туризме в районе озера Байкал начинает играть реклама. В данной работе анализируется проблема организации рекламы в области сервиса и туризма в развивающемся регионе Восточной Сибири.
По мнению Ф.Г. Панкратова реклама - это информация о сервисе и услугах организации с целью создания на нее спроса. По мнению Ю.В. Атемаскина реклама это: предоставление информации о сервисе в туризме и его услугах в наиболее выгодном для него свете, но без дезинформации; продвижение «философии» деятельности данного направления в туризме; обеспечение равноправного диалога учреждения с потребителем услуг; поддержание руководства в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций туристического рынка.
Главная цель рекламы в туризме - установление взаимопонимания с общественностью, создание ситуации успеха туристического сервиса в обществе в результате эффективного управления.
На операционном уровне анализа можно предложить такую рабочую формулировку понятия «реклама». Реклама в туризме - это процесс информирования населения об особенностях сервиса и услугах в туризме, ознакомление с ними, убеждение в необходимости пользования этими услугами.
Рекламу можно рассматривать как один из видов передачи информации о туризме и как один из четырех элементов маркетинга туризма, то есть элементов рыночных операций - услуги, цены, сбыта, рекламы. Существует еще одно определение рекламы В.Г. Шахурина. Реклама - это весьма важный и тонкий рыночный инструмент в условиях расширения туризма в регионе Восточной Сибири и озера Байкал, в частности.
В условиях развитого рынка, когда присутствует высокая конкуренция, и каждый продавец стремится максимально удовлетворить потребности покупателя, реклама служит решающим фактором конкурентной борьбы. На каждой стадии покупательского цикла товара имеются свои особенности рекламы. Использование рекламы только как инструмента повышения коммерческой эффективности (так называемый «рекламный прессинг») способный привести к негативному результату.
Рекламная компания в туризме в регионе озера Байкал - это комплекс рекламных мероприятий осуществляемых рекламодателями с привлечением одного или нескольких рекламных агентств, с использованием различных видов рекламы и средств распространения.
Основная цель рекламы в области сервиса и туризма состоит в том, чтобы
В области развития рекламы туризма в регионе используют рациональную и эмоциональную рекламу. Рациональная (предметная реклама) реклама информирует, обращаясь к разуму потенциального туриста. Она приводит аргументы, чтобы убедить его, свои доводы облекает в словесную форму, использует чертеж или рисунок для того, чтобы усилить впечатление от сказанного словами. Эмоциональная (ассоциативная) реклама вызывает воспоминания. Она наводит на мысль, обращается к чувствам, эмоциям, подсознательному, воздействует через ассоциацию идей и представлений. Ее самое эффективное средство - рисунок, цвет и в меньшей степени - звук.
По способу выражения реклама в туризме делиться на «жесткую» и «мягкую» рекламу. «Жесткая» реклама очень близка по своему духу к мерам стимулирования услуг и часто их сопровождает. Как и они, такая реклама имеет краткосрочные цели: воздействовать на объект таким образом, чтобы привлечь его к сиюминутному использованию услуги кричащих, рассчитанных на внешний эффект объявлений.
«Мягкая» реклама имеет цель не только сообщить о туристической услуге и сервисе, но и создать вокруг этой турфирмы благоприятную атмосферу, окружая его некоторый ореолом. Чаще всего - это эмоциональная реклама, играющая на символике, глубинных мотивах. Она постепенно изменяет настрой потенциального клиента в пользу какой-либо туристической услуги, формируя внутреннюю готовность к приобретению.
Психологическую структуру рекламной деятельности образуют шесть элементов: целевой, эмоциональный, мотивирующий, символическое сочетание определяет успех любой рекламы.
Однако на практике в регионе Восточной Сибири при доминировании двух-трех из названных элементов другие обычно игнорируются. Это наносит вред общей системе организации рекламной компании в области сервиса и туризма региона озера Байкал.
В связи с этим, специалисты рекламной компании рекомендуют:
- помнить, что от рекламы вовсе не требуется убеждать всех и каждого приобрести туристическую услугу;
- ориентироваться на тех людей, которые оценят ее преимущество, будут в состоянии приобрести и в конечном счете принимают решение о покупке;
- представить краткий портрет потенциального покупателя: демографический (возраст, пол, доход, образование, наличие детей и т.п.); психологический (пристрастия, жизненные ценности, стиль жизни, интересы, способы траты времени и денег);
- выявлять людей, которые могли бы заинтересоваться туристической услугой, если бы знали о ней;
- перечислять конкретные характеристики ДОУ и главные преимущества использования данной услуги с точки зрения потребителя;
- выбрать те ключевые моменты, которые убедят каждого клиента в превосходстве и полезности турфирмы и ее услугах;
- использовать наиболее эффективный творческий подход, позволяющий влиять на целевой рынок, повышать имидж туристической услуги и достигать цели кампании;
- вербализовать и логически обосновать выбор эмоционального и психологического призыва, творческого подхода.
Таким образом, интерес к организации рекламы туристических услуг и сервиса в регионе озера Байкал и других регионах Восточной Сибири продолжает развиваться и требует дальнейших путей ее изучения и внедрения на практике.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Волкова, В.В. Дизайн рекламы [Текст] / В.В. Волкова. - М: Книжный дом «Университет», 1999. - 144 с.
2. Грановский, Л.Г. Творческая реклама: эффективные принципы бизнеса [Текст] / Л.Г. Грановский, В.Л. Полукаров. - М.: Столичное агентство общественно-политической информации, 2002. - 260 с.
3. Дейан, А. Реклама [Текст] / А. Дейан / пер. с фр. Под ред. С.Г. Божук. СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. - 128 с.
4. Джулер, А.Д. Креативные стратегии в рекламе [Текст] / А.Д. Джулер., Б.Л. Дрюнтани. - СПб.: «Питер, 2003. - 384 с.
5. Кузякин, А.П. Реклама и РК в мировой экономике [Текст] / А.П. Кузякин, М.А. Семичев. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - 320 с.
6. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы [Текст] / Р.И. Мокшанцев. - М.: ИНФА,2000.-230с.
7. Панкратов, Ф.Г. Рекламная деятельность [Текст] / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов, Т.К. Серегина, В.Г. Шакурин. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2003.-364 с.
8. Полухаров, В.Л. Реклама [Текст] / В.Л. Полухаров, Е.Л. Головлева. - М.: Издательство УРАО, 2003. - 192 с.
9. Полухаров, В.Л. Рекламная коммуникация [Текст] / В.Л. Полухаров, Е.П. Головлева, Е.В. Добренькова, Е.М. Ефимова. - М.: Издательство «Палеотип», 2002. - 344 с.
10. Ромат, Е.В. Реклама [Текст] / Е.В. Ромат. - СПб.: «Питер», 2002. - 554.
11. Сулягин, Ю.А. Реклама [Текст] / Ю.А. Сулягин, В.В. Петров. - СПб.: Издательсво Михайлова В.А., 2003. - 383 с.
12. Ученова, В.В. История рекламы [Текст] / В.В. Ученова, Н.В. Старых. - СПб.: «Питер», 2002. - 304 с.
13. Федотова, Л.Н. Социология рекламной деятельности [Текст] / Л.Н. Федотова. - М: Гардарики, 2002. - 272 с.
14. Н.Феофанов, О.А. Реклама: новые технологии в России [Текст] / О.А. Феофанов. - СПб.: Издательство «Питер», 2002. - 384 с.