ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ФАКТОРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ФАКТОРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система сопровождения социально-психологической адаптации молодежи к обучению в вузе успешно действует во всех развитых странах, способствуя гармоничному вхождению молодых специалистов в профессиональную среду. Эффективная модель психолого-педагогического сопровождения молодежи в полиэтнической среде   является важным инструментом решения задач, поставленных в Концепции модернизации образования.

 Зачастую первокурсники демонстрируют не очень высокий уровень профессиональной мотивации, недостаточно осведомлены о психофизиологических особенностях своей учебной  деятельности в вузе, о трудностях  овладения профессиональными навыками и умениями. С началом обучения в вузе у студентов меняется образ жизни, возникают трудности, мешающие достичь успехов в учебных делах, взаимоотношениях с одногрупниками и  преподавателями. Такое положение нередко приводит к ошибкам в распределении учебного и свободного времени, замедляется процесс профессиональной адаптации, появляется чувство неудовлетворенности собой. Возникают трудности межличностного характера.  В связи с этим появляется необходимость решения вопросов дифференциации конфликтологического знания в рамках полиэтнической молодежной среды,  осмысления особенностей возникновения конфликтов на начальном этапе  адаптации к обучению в вузе. 

Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, интерес представляют вопросы формирования конфликтологической компетенции в рамках лингвистического вуза, развивающего коммуникативную компетенцию полиэтнической молодежной среды региона Восточной Сибири.  

 В задачи исследования входит:

- изучение особенностей конфликтологической компетенции полиэтнической молодежной среды;

- анализ адаптации студентов первого курса к обучению  в вузе;

- развитие форм психолого-педагогического сопровождения эффективной адаптации студентов в полиэтнической молодежной среде региона Восточной Сибири.

 Исследование проводится на базе Иркутского государственного лингвистического университета в рамках работы лаборатории социально-психологических проблем образования, направленной на изучение различных аспектов адаптации студентов к процессу усвоения профессиональных знаний.

 Региональная   конфликтология   представляет   сегодня   одно   из   наиболее   перспективных   и востребованных     направлений     исследования     возникших     проблем в полиэтнической молодежной среде.   Все     реальные     конфликты, происходящие  в  России,  не  могут быть  изучены  без учета специфики  конкретного  региона.  Анализ позволяет  выявить теоретико-методологические предпочтения ученых в регионах России.    Отличительными   признаками   региональных   конфликтов является   уточнение   понятия   "регион"   и   "региональная      конфликтология", выделение основных факторов, влияющих  на характер региональных конфликтов и формирование конфликтологической компетенции.

 Рассматривая проблему развития конфликтологической компетенции в студенческом коллективе, нельзя ни отметить социально - психологические особенности полиэтнической молодежной среды региона Восточной Сибири.   

 С целью  выявления уровня адаптации студентов первого курса к обучению в вузе проводится  эмпирическое  исследование по тематике лаборатории социально - психологических проблем образования, которое  полностью ориентировано на повышение качества подготовки специалистов, на преодоление, либо коррекцию трудностей адаптации студентов младших курсов. 

 На начальном этапе  исследования  приняли участие  200 студентов первого курса, выборка охватывала 5 специальностей.  В качестве метода исследования был выбран экспертный опрос (анкетирование). В анкету были  включены дополнительные вопросы по самооценке успешности обучения, трудностей, возникающих при усвоении учебного материала, самоанализ причин, возникающих трудностей, скорректированы вопросы психологической  направленности. Обновление содержания анкеты позволило выявить некоторые дополнительные факторы, влияющие на учебно-социальную, психологическую адаптацию студентов к обучению в ВУЗе, на валеологические проблемы адаптирования, на проявление конфликтности.  

Открытый характер работы и независимость суждений экспертов позволили увидеть различные точки зрения на основные перспективы и проблемы  развития профессионального становления в лингвистическом вузе.  Было получено довольно целостное представление о проблеме адаптации к обучению в вузе, что позволило проанализировать  основные трудности, выявить основные экономические, социальные,  духовные и полиэтнические факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию студентов, также определить основные направления работы и формы психолого-педагогического сопровождения эффективного обучения в вузе.  В процессе исследования было обозначено два направления.  Это  психопрофилактическая и развивающая работа со студентами первых курсов.  

       Психологическая профилактика рассматривается как целенаправленная работа по предупреждению возможных негативных явлений в психическом и личностном развитии первокурсников, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в студенческих коллективах и  является неотъемлемой частью работы преподавателей вуза. Основные формы психопрофилактической работы: лектории для студентов,  заседания психологического клуба; профилактическая диагностика; коммуникативные тренинги, составление  рекомендаций по индивидуальной работе со студентами; семинары, круглые столы.

 Выбор целей и направленности психолого-педагогического сопровождения, т.е. стратегия его осуществления, определяется двумя основными  принципами: нор­мативности развития и системности развития психической деятельности. Тактика  ра­боты, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа сопровождения.

  Содержание и выбор методов психолого-педагогической работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а также пред­метом, формулируемым в психологической практике на языке трудностей студентов.

 По содержанию выделено общее личностное сопровождение, сопровождение отдельных сторон, сфер и качеств личности, сопровождение учебной  деятельности и отношений.

 В рамках адаптации  первокурсников к обучению в вузе организуются такие формы взаимодействия как: мотивационный тренинг, тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности); коррекционные игры психологов со студентами;  коллективные игры;  игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрес­сивного заряда); статусная психотерапия; социальная терапия (изменения отношения группы к студенту благодаря устойчивой высокой оценке преподавателями).

В решении вопросов повышения самооценки, снижения тревожности, повышенной эмоцио­нальной напряженности, пассивности, конформизма организуются психогимнастика, холдинг-терапия, арттерапия, психодрама и другие формы десенсибилизации.

Наибольший интерес у студентов первого курса вызывают тренинги прогнозирования поведения, развития межличностных отношений и креативности, гимнастика эмоциональной сферы, преодоления конфликтов, личностного роста и развития чувств.

Анализ проведенной работы уже на начальном этапе позволяет увидеть не только улучшение успеваемости, обеспечение сплоченности группы, но и создает максимум благоприятных условий для постоянного прогрессирования в сфере профессиональной деятельности уже на первом курсе.
Просмотров работы: 1