Наш современный мир становится все более зависимым от компьютерных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры - информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня. Проблемой использования компьютерных технологий на уроках русского языка в начальной школе занимались многие ученые.
Так, например, вопрос об информационных технологиях в обучении русскому языку принадлежит Е.С. Полат, а информационные технологии на основе алгоритмов - Н.Н. Алгазина. Также данная проблема была отражена в трудах Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова, И.Б. Сенновского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др.
Работа с компьютером на уроках русского языка должна быть организована так, чтобы с первых же уроков она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно - мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению русским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
Ларских З.П утверждает, «от внешней мотивации появляется интерес к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень знаний. Таким образом, у детей начинает формироваться внутренняя мотивация, потребность в знаниях» (Ларских 2007: 65).
Надо отметить, что широкая компьютеризация школьного обучения идёт нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Перед современным учителем встаёт проблема поиска нового педагогического инструмента.
Прежде необходимо систематизировать информацию, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео.
Тимонина В.Ю. например, предлагает использование на уроках русского языка материалов цифровых образовательных ресурсов («1С: Образование 4. Школа»), электронных учебников, ресурсов образовательных сайтов сети Интернет (например, www.gramota.ru, www.wikipedia.ru, www.slovopedia.ru) (Тимонина 2006: 44).
Рассмотрим, как же можно использовать компьютерные технологии на уроках русского языка в начальной школе:
Использование компьютерных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету русского языка и приводит к целому ряду положительных следствий:
Более подробно рассмотрим изучение состава слова и словообразования в начальной школе с использованием компьютера.
Так, знакомство с родственными словами во 2 классе нагляднее проводить с использованием компьютера. На экране дается слово, к нему подбираются некоторые слова. Вводится термин «корень» и «однокоренные слова»; в понятие «корень» будет входить признак: главная смысловая часть, общая для однокоренных слов; позже, когда дети познакомятся с другими смысловыми частями слова, сюда войдет еще один признак: часть слова, от которой с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова.
Наиболее эффективным будет обучение данной теме при использовании интерактивной доски, когда учитель образно, последовательно покажет учащимся образование однокоренных слов, учащиеся послушают видеозапись о «родственниках». А уже затем учащиеся самостоятельно смогут выделить на доске корень слов, сделать схему. По своему характеру упражнения на интерактивной доске по выяснению родственных слов и по выделению корня могут быть такие:
1) даются ряды однокоренных слов, требуется выделить в них корень;
2) даются предложения и небольшие связные тексты, в которых встречаются родственные слова;
3) проводится работа над осмыслением корней слов;
4) проводится работа по образованию от данного корня однокоренных слов.
При выполнении подобных заданий все учащиеся будут вовлечены в учебную деятельность, каждый сможет выйти к доске и поработать с новым материалом, выбрать однокоренные слова, выделить корни и т.п., а компьютер сразу же отметит, правильно или ошибочно выполнено задание.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить" в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
Список использованной литературы
1. Ларских З.П., Ларина, И.Б. Обучение грамматико-орфографическим темам в начальной школе с компьютерной поддержкой (2,3 класс). - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007.
2. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М.: Издательский сервис, 2004.
3. Пашкова Г.И. Организация самостоятельной работы по орфографии с использованием компьютерных технологий. - М.: Белгород: БелГУ, 2002.
4. Тимонина В.Ю. Диалог о роли компьютера в преподавании русского языка // Русский язык в школе. - 2006. - №4.