Введение
Глава 1. Анализ научной литературы по проблеме социально-педагогического проектирования.
1.1Определения понятия социально-педагогическое проектирование
1.2 История социально-педагогического проектирования
1.3 Виды и классификация социально-педагогического проектирования.
1.4 Специфика социально-педагогического проектирования
Глава 2. Технологии социально-педагогического проектирования и условия их реализации.
2.1 Системообразующие факторы технологии
2.2 Специфика при работе со старшими подростками по социально-педагогическому проектированию профориентационной работы и критерии ее эффективности
2.3 Описание социально-педагогических условий эффективности
социально-педагогического проектирования
2.4 Выработка рекомендаций социальному педагогу по применению технологий социально-педагогического проектирования в общеобразовательной школе
Заключение
Список литературы
Введение.
Актуальность исследования. Решение проблем современного этапа развития демократического общества в России во многом зависит от эффективного взаимодействия социальных партнёров, располагающих различным опытом и потенциалом в той или иной сфере. Рефлексия развития российского общества свидетельствует о том, что традиционное внутриведомственное решение проблем, имеющих отдалённые социальные последствия, сегодня мало приемлемо в силу ограниченности стереотипных представлений исполнителей или отсутствия социальных контактов с необходимыми службами и структурами. Этим обусловлено внимание исследователей (политологов, социологов, психологов, педагогов и др.) к взаимодействию властных (управленческих) структур, государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций и других групп общественности в решении актуальных проблем современной социальной действительности.
С позиций педагогической науки к таким проблемам относятся профилактика школьной дезадаптации, формирования девиантного поведения подростков, социальная адаптация и интеграция в общество социальных сирот; реабилитация и ресоциализация несовершеннолетних осужденных и др., которые являются важнейшими составляющими социальной политики современного Российского государства в области образования.
Наиболее благоприятные условия для развития межведомственного взаимодействия и социального партнерства в формировании образовательной политики создаются в регионах, на территории малых и средних городов России, в которых одним из стратегических направлений деятельности администрации является создание условий для проявления и реализации социальных инициатив местного сообщества в решении актуальных проблем микросоциума.
В условиях современной России, учитывая тенденции перераспределения полномочий между центральными, региональными и местными органами управления, расширения прав и повышения ответственности регионов, муниципалитетов и самих образовательных учреждений в формировании стратегии и тактики развития образования, актуализируется необходимость разработки теоретических основ, методики и технологий социально-педагогического проектирования образовательной политики.
- между необходимостью освоения специалистами сферы образования культуры проектировочной деятельности, способствующей созданию условий для развивающей и развивающейся образовательных систем, и сохраняющимися стереотипами командно-административного стиля на различных уровнях управления развитием образования;
- между повышением требований к личности и профессиональной компетентности педагога, предъявляемых необходимостью освоения проектировочной деятельности, и неготовностью руководителей и специалистов системы управления развитием образования выявлять, прогнозировать и учитывать потребности и соответствующие виды поддержки конкретных образовательных учреждений и региона. [2]
Цель исследования: выработать рекомендации по социально-педагогическому проектированию для социального педагога в общеобразовательной школе.
Объект исследования: социально-педагогическое проектирование
Предмет исследования: Технологии социально педагогического проектирования.
Проблема исследования: выявить условия эффективности социально-педагогического проектирования в общеобразовательных учреждения.
Гипотеза: социально-педагогическое проектирование как один из видов деятельности социального педагога можно осуществить при наличие системы мероприятий приведенных в нашей работе.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели и гипотезы были сформулированы задачи исследования:
1)Описать теоретические основы изучения проблемы
социально-педагогического проектирования.
2) Определить сущность и специфику понятия социально-педагогическое проектирование;
3)Кратко описать историю возникновения социально-педагогического проектирования;
4)Определить основной подход (классификацию) проектной деятельности;
5)Выявить специфику при работе со старшими подростками по социально-педагогическому проектированию профориентационной работы.
6) Описать социально-педагогические условия эффективности социально-педагогического проектирования.
7) Выработать рекомендации социальным педагогам по применению технологий социально-педагогического проектирования в общеобразовательной школе.
В начале нашего исследования мы решили дать краткое объяснение понятия проект.
«Проект» в переводе с латинского означает «брошенный вперед», то есть замысел в виде прообраза объекта. Социально - педагогические проекты направлены на достижение изменений в социальной среде. На развитие человека оказывает влияние множество социально-педагогических факторов: окружающий мир, семья, детский коллектив, национальные традиции, природные задатки, общение с миром взрослых и т.п. В очерченном пространстве для каждого складывается свой индивидуальный маршрут освоения социальных сфер и ролей. Современный педагог призван помочь личности соединить два начала: момент самореализации и момент социализации. Он должен обеспечить такие отношения с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала. Задача воспитателя состоит не только в том, что бы формировать социально ценные личностные качества. Очень важно вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития, и с учетом этого обогащать его индивидуальный опыт, стараться расширить те социальные сферы, где он сможет максимально самореализоваться. [1]
Для социального педагога важно не только постичь новые формы, средства приемы воспитания, но и уметь проектировать те изменения, которые должны произойти на индивидуально-личностном уровне, определять перспективы развития, оказывать помощь в приобретении опыта системы отношений (семейных, деловых, познавательных и др.). Личности предлагается необходимый блок информации, которая обеспечивает целостное представление о самореализации, формирует положительный мотив для вхождения в эту сферу. Кроме того социальный педагог представляет методы диагностики и самодиагностики, на основе которых намечаются конкретные цели развития.