В общем смысле товарная политика определятся как комплексное понятие, включающее в себя ассортиментную политику, исключение из планов товаров, потерявших потребительский спрос, вопросы упаковки, товарного знака и наименование товара.
Цель товарной политики - предложить потребителям товары, удовлетворяющие их потребности.
В розничной же торговле можно определить следующие основные задачи товарной политики:
Суть эффективного формирования товарного ассортимента состоит в планировании на базе потребительских требований и возможных приемлемых издержек розничного продавца такого портфеля товаров, который характеризуется приемлемой и для рынка, и для предприятия широтой и глубиной ассортимента, соответствием предлагаемых товаров ожиданиям покупателей, оптимальным (или близким к этому) сочетанием различных видов товаров в портфеле.
Чтобы обеспечить успешную предпринимательскую деятельность, фирма должна постоянно развивать ассортимент. Для этого и необходимо управление товарным ассортиментом. На основе анализа и оценки ассортимента принимается решение о того, какие товары следует добавить в ассортимент, а какие - исключить.
Под конкурентоспособностью товара понимают преимущества товара, способствующие его успешной продаже в условиях конкуренции. Можно выделить такие факторы конкурентоспособности в розничной торговле как: конкурентная цена, торговое обслуживание, маркетинговые коммуникации, применение различных методов стимулирования, а также сервисное обслуживание (предпродажные услуги и послепродажные услуги).
Каждый товар имеет собственный жизненный цикл обращения или присутствия на рынке, период определенности рыночной устойчивости и рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. От стадии жизненного цикла товара зависят следующие показатели: объем прибыли; объем расходов на маркетинг и рекламу; цена товара; поведение покупателей; их отношение к товару. Именно поэтому при выявлении степени конкуренции и при формировании и управлении товарным ассортиментом важно учитывать жизненный цикл товара.
Марка представляет собой средство идентификации товаров и услуг. Это могут быть имя, образ, знак, символ, рисунок или их комбинация, это позволяет отличать товары.
Сегодня крупные розничные торговые сети сами развивают марочные товары, зачастую не уступающие по качеству и дизайну брендам фирмам - производителей. Так же это возможность контролировать процесс образования цены и сокращать расходы на продвижение товаров.
Розничная торговля может использовать собственные марки в трех качествах:
Товарная политика предприятия влияет на его конкурентоспособность и прибыльность. Хорошо продуманная товарная политика позволяет предприятию формировать оптимальный ассортимент, поддерживать удачные товары и вовремя избавляться от нежелательных товаров, своевременно внедрять в ассортимент новинки и извлекать наибольшую выгоду.
Список литературы:
1).Лукина А.В.«Маркетинг товаров и услуг: учебное пособие».- М.: ФОРУМ, 2010. - 240с.
2). «Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие»; под ред. А.А.Есютина и Е.В.Карповой. - 2-ое изд. - М.: КНОРУС, 2008. - 424 с.
3). «Управление маркетингом и маркетинговый анализ: учебное пособие» В.А. Шаповалов. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 345 с.