Нанобактерии (НБ) - новый фактор в развитии огромного числа заболеваний человека: от мочекаменной болезни и поликистоза почек до сердечно-сосудистых заболеваний и рака. В своих работах исследователи придерживаются следующей точки зрения: НБ - не только живые организмы, но и активные участники патогенеза различных заболеваний. Однако до сих пор неясно являются ли они новой жизненной формой, ранее не выявленной бактерией наноразмера, или же являются неживой частицей.
Нанобактерии впервые были обнаружены в 1988 г. геологом Техасского университета Робертом Фольком (Robert F. Folk). Вскоре финский биолог О. Kajander обнаружил в фильтрате выращиваемой им культуры странную бациллу размером от 0,2 - 0,5 до 2,0 мкм, заключённую в каменную скорлупу. Он дал ей название Nanobacterium sanguineuт, которое, несмотря на огромное количество фактов, подтверждающих её существование, не признано валидным таксономическим названием до сих пор.
НБ - атипичные грамотрицательные бактерии, образующие карбонат кальция (апатит) на стенках клеток. Их невозможно выделить обычными микробиологическими методами культивирования. Нанобактерии демонстрируют ряд эффектов при опытах на животных и in vitro, которые схожи с известными аномалиями при заболеваниях мочевыделительной системы. Например, введённые внутривенно, они являются ренотропными, вызывают апоптоз клеток эпителия почечных канальцев, которые выводятся с мочой. Также они обнаружены в 97% почечных камней. Могут оставаться жизнеспособными при температуре 90 °С в течение одного часа, устойчивы к дозе радиации 15 кГр и к 5%-ному раствору NaCl. Их метаболизм в 10 000 раз медленнее, чем у обычных бактерий.
Однако многие эксперты считают, что эти маленькие частицы являются всего лишь самоагрегирующимися неорганическими кристаллами апатита. Нанобактерии необыкновенно похожи на преципитаты CaCO3, приготовленные in vitro. Постепенное появление НБ-подобных частиц при инкубации в человеческой плазме, так же как и изменения в размерах и форме, может зависеть и объясняться вводом различных количеств СО2 и NaHCO3 - как, в принципе, и любыми другими условиями, влияющими на преципитацию CaCO3. Да и моноклональные антитела, считавшиеся специфическими для нанобактерий, возможно, реагируют непосредственно с плазменным альбумином. Скептицизма экспертам добавляет и тот факт, что множество проведённых ПЦР так и не позволили выявить ДНК, спрятанную под довольно толстым слоем апатита.
Но работы некоторых учёных из разных стран (О. Kajander, 2009; N. Ciftcioglu, 2008; Akerman, 2009; Kumar, 2009; Sommer, 2010) доказывают обратное. На модифицировнной по способу Дюльбекко среде Иглу (DMEM) нанобактерии растут и увеличиваются в числе, тогда как неорганические кристаллы апатита - нет. Они также различаются по размеру (НБ - 80 - 500 нм, апатит - от 2 нм до нескольких сантиметров) и по некоторым другим свойствам:
1. НБ имеют «клеточноподобную» структуру.
2. Являются хелатообразующими агентами.
3. Чувствительны к тетрациклину, аминогликозидам, нуклеиновым кислотам и синтетичеким ингибиторам.
4. Адаптируются к физиологическим условиям.
5. Обладают инфицирующей способностью.
Таким образом, есть две противоположные точки зрения о существовании НБ: с одной стороны, экспериментальные данные подтверждают возможность их существования, с другой - отрицают. Необходимы дальнейшие исследования нанобактерий для изучения патогенеза таких заболеваний, как мочекаменная болезнь, поликистоз почек, кальцифицированные формы рака, воспаление простаты третьей степени, сахарного диабета второго типа, атеросклероза и некоторых других заболеваний.