ТЕКСТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ТЕКСТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В  рамках  развития  лингвистики  существует  множество определений понятия  текста. Существуют  определения,  которые  едва  ли  могут  быть  приемлемым в силу  их неполноты. Например: любой отрезок текста  может  быть  назван  текстом,  или текстом  можно  назвать  высказывание  или  серию высказываний,  или   цепочку, связанных  друг с другом  предложений. Одно  из этих  толкований  не  приемлемо  уже,  потому  что  текст  мыслится  не как  некое  аморфное  образование,  лишенное  границ  какой-либо  организации.  Что  касается  второго  определения, то,  во-первых, высказывание  и  предложение - явления  разнопорядковые,  а  во-вторых,  цепочка  безгранична  и не  связана  с  определенным  адресантом  и  ситуацией  во  времени  и  пространстве. Можно себе представить  такие  цепочки, т.е.  непосредственно связанные друг с другом  единицы, которые  никак не укладываются в понимание текста. Таковы, например,  отдельные  реплики  в естественном  диалоге  или  драматических  произведениях  или  реплики  участников  телефонного  разговора  на  разных  концах  провода. К  примеру, следующий  разговор:

"Excellent  - Greatest"

"Undeserving such praise"

" I meant the play"

" So did I".

Здесь  представлена цепочка  высказываний, теснейшим образом  связанная не только по смыслу, но структурно. Однако серийности высказываний и локальных связей недостаточно для того чтобы  посчитать  эту цепочку  текстом. Реплики  разобщены  во  времени  и  пространстве  и  принадлежат разным коммуникантам, а адресант текста всегда  един,  даже  если  создан  количеством  авторов. 

Опираясь на многочисленные, достаточно полные  определения,  можно  выделить  ряд  достаточно  существенных  параметров  текста.

Текст-это целостное образование языка по форме (лексические  единицы, грамматические формы  и связи) и коммуникативное по  назначению  (принадлежит  одному  коммуниканту  и   выражает  его  коммуникативное  намерение).

Текст дискретен,  имеет  начало и конец. В хорошо организованном  тексте начало и конец  хорошо  согласованы. Важнейшей  характеристикой  текста является его внутренняя связность (coherence), которая  обеспечивается  единством  содержания  и  законченностью  формы,  а  также  различными  эксплицитными  и  имплицитными  связями  (грамматическими,  лексическими,  стилистическими,  экспрессивными, логическими,  смысловыми).

Целостность (Integrity) и связность текста характеризуется  относительной  устойчивостью  и  возможные  изменения  в  1 - м  звене  текста  могут  повлечь  необходимость   изменения  в  других,  что  ярко  проявляется, например, при редактировании. Наконец, еще одним  важным  аспектом определения сущности текста является его материальная  сторона. Это по сей день остается  спорным вопросом,  и  с  точки  зрения  следователей  резко  расходится. Одни полагают, что текстом можно  считать любое речевое произведение, письменное и  устное, а   другие  под  текстом подразумевают лишь письменное  речевое произведение. И это  не  только  вопрос  терминологии, но  и  принципиальной  позиции.

Принципиально  важен  фактор  сознательной  обработки  языкового  отражения,  по  терминологии  Гальперина,  что  является  имманентным  свойством, специфичной особенностью именно письменной речи,  вызванной  к  жизни  как  физическое  отсутствие  адресанта  и  необходимостью  находить  оптимальную  форму  передачи  информации (переспросить  адресат  не  имеет  возможности).

Следует  учитывать также и  ответственность адресанта в  устной  речи  типичной  формы, которым является  диалог, где адресант и адресат постоянно меняются  местами,  где  все спонтанно  подвижно   рассчитано  на синхронном декодировании, где значительная часть смысловой  нагрузки  берут  просодические  и паралингвистические  средства.  Чтобы  избежать недоразумений, необходимо заметить, что существует  принципиальная  разница  между  противопоставлениями  устного  и  письменного варианта языка и устной и  письменной  формы  презентации.  Например, новости  на  радио  и телевидении  преподносятся  на  звуковом  фоне, но от  этого  они  не  становятся  образцом  устного  варианта  языка,  так как диктор читает текст. С другой стороны живой  диалог,  записанный  для  какой-либо  научной  цели,  не  перестает  быть  образцом  устного  варианта,  даже  когда   ему  предана  графическая  форма.

Что же касается терминологии для обозначения единиц  коммуникации,  то наиболее обычными следует отметить термины высказывания, такие как элементарная коммуникативная единица  (utterance) и  речевое  произведение (discourse), а  разновидностями  последнего - текст  в  письменном  варианте  языка  и  диалогическое  единство  в  устном.

 Каждому  тексту   присущи  общие  аспектные  характеристики:  структурные,  стилистические,  прагматические, семантические.   Анализ  конкретного текста  предполагает тщательную интерпретацию по всем  этим направлениям. Текст кодирует определенную содержательную  смысловую информацию, кодирует его с определенной целью и с  помощью определенных языковых структур. Осмысляя и анализируя  языковую структуру, языковую форму, мы  можем  добиться  максимально  глубокого  и  всестороннего  раскрытия  смыслового  содержания.

Все  выше  сказанное  можно  обобщить  следующим  определением:

Текст - это  речевое  определение,  дискурс,  в  сфере  письменного  варианта  функционирования  языка,  состоящее  из  ряда  взаимосвязанных предложений, высказываний, обработанных в  соответствии с нормами языка и   соответствующего  стиля    или  речевого  жанра,  характерное  дискретностью,  целостностью,  законченностью  и  внутренней связанностью,  выражающее  определенную коммуникативную установку  и  образующее  определенное  коммуникативное единство, рассматриваемое как коммуникативная сущность.

Коммуникативная  природа  текста  проявляется  в  том, что  он, неся  в себе  определенную  смысловую  информацию,  организует  ее  так,  чтобы  обеспечить  возможность адекватного его кодирования  как  по  отдельным  его составляющим  (предложение,  отдельное  высказывание,  смысловые  блоки), так  и на  уровне текста. При этом в тексте  не  двусмысленно,  хотя  далеко  не  всегда  эксплицитно,  выражается  коммуникативно  целевая  установка т. е. цель  адресанта направлена  на  достижение определенного коммуникативного эффекта. Коммуникативная  сущность особенно  художественно  проявляется  в  том,  что  может  воплощать  в  себе  множество  речевых  актов,  которые  могут  совпадать  в  своих  границах  с  графически  выделенными  единицами,  либо  быть  адресованным  даже  в  одно  предложение,  высказывание.

Как  правило,  в  определенном  секренте  могут  быть  интегрированы  частные  высказывания,  за  которыми угадываются  реальные речевые  акты:

1. репрезентатив, косвенный директив;

2. экспрессив;

3. псевдо-директив и псевдо-репрезентатив;

С другой стороны  весь  фрагмент может  восприниматься  как  один  речевой акт повествования, объединяющий в себе элементы  репрезентатива  и  экспрессива. Выбор такой формы представления  персонажа  и  живой  речи  продиктован  также  прагматикой. Например:

Автор романа - глобальный адресант и рассчитан на достижение    определенного момента. Это -аспект его осознанного намерения, но  адресант как глобальный, как и внутри текстового времени находит  отражение в тексте и независимо от его намерений, и текстовая  структура,  и  слог, и  отбор, и характер употребления лексики способны отразить  его  социальный статус,  уровень  образованности,  темперамент,  вкусы  и  т.д..

Опосредованно может отразить и некоторые из этих качеств, присущие также и потенциальному адресату, и если он параметризирован, то здесь вновь появляется фактор осознанного намерения адресанта.

Все это прагматические  и коммуникативные параметры текста,  характеризующие  текст  как  коммуникативную  сущность.
Просмотров работы: 364