В настоящеевремяпроцесссоциализацииявляется предметом исследованияспециалистовмногихотраслейнаучногознания. Однакопроблемысоциализациидетей с нарушениями речи, в научнойлитературееще не является предметом специальногоисследования. Над этойпроблемойработаливедущиелогопеды и дефектологи. Важноеместо в изученииданнойтемызанимаюттруды Б. С. Волкова, В. А. Лапшина, которыеисследовалидетеймладшегошкольноговозраста с дефектами речи. Процесссоциализациидетеймладшегошкольноговозрастаизучалитакиеученыекак Л. И. Акатов, А. Витвар, В. Кайгер, И. В. Солодникова. Важноеместо в социализацииребенка с недостатками речи играетобразование. Вопросыобразованияисследовали С. Миронова, Н. Чередниченко.
Сложностьпроцессасоциализациимладшегошкольноговозраста с нарушениямиречевогоразвитиядетейзаключается в том, чтоонииспытываюттрудности в общение и соответственно в обучении. Опекагосударствазаключается в оказаниисоциальнойпомощи, общественногопризрения. Существующая на данный момент система помощигосударствапрошла ряд этапов, основнымиизкоторыхможноназватьмонастырский, медицинский, лечебно-педагогический и этапинтеграции в общество, то естьсовременный.
Важнымэлементом в процессесоциализацииребенкамладшегошкольноговозраста с нарушениямиречевогоразвитияявляетсясоциальнаяреабилитация. Существующая в Украине система образования не позволяетребенку с особымипотребностямиразвиваться в полной мере. Этопроявляется в отсутствииилинедостаточномколичествеспециальныхшкол и вообщереабилитационныхцентров. Именнопоэтомудети часто попадают в специальныешколы-интернаты, которыеявляютсязакрытыми, изолируютребенка, а это в дальнейшемотражается на развитии самого ребенка.
В Украинесуществует ряд законодательныхактовотносительносоциальнойреабилитации и социальнойпомощидетям с особымипотребностями и, в частности, детям с нарушениями речи. Носамойнормативнойбазынедостаточно, необходимообеспечитьеесоблюдение, функционирования на должномуровнесистемысоциальнойзащиты и деятельностьсоциальных служб, о помощисоциальнойреабилитации и социальнойадаптациидетеймладшегошкольноговозраста с нарушениямиречевогоразвития.
Обучение и воспитаниедетей с нарушениями речи - сложнаяпедагогическая, психологическая и логопедическая проблема. Ееактуальностьпостоянно. Дети с недостатками речи испытываюттрудности не только в общении, но и в усвоенные письма.
Анализируяситуацию в Украинеотносительнодетеймладшегошкольноговозраста с нарушениямиречевогоразвитияпрослеживаетсятенденция к лучшемуотносительноположенияэтогоребенка в обществе. Происходятизменения в системеобразования и взглядах на проблему самого общества. Все этипозитивныеизменениядаютнадежду на то, что и будущемдетей с дефектами речи будутчувствоватьсебяполноценнымигражданаминашегообщества.