Новые требования, предъявляемые государством к подготовке специалистов в различных областях, обусловливают поиск таких технологий обучения, соответствующих мировому стандарту образования, обеспечивающих подготовку будущих поколений на высоком профессиональном уровне.Несмотря на социально - экономическую и политическую нестабильность украинского общества, уже сегодня заметны определенные предпосылки существенного обновления системы образования. Одна из них - развитие образовательных процессов за счет инновационной деятельности педагогических коллективов и отдельных педагогов
Обращение к интерактивным технологиям обусловлено новыми задачами, которые поставлены перед системой образования страны: формирование активной, деятельной, творческой, конкурентоспособной личности. Решить эту задачу в рамках старой организационно - методической информативной системы невозможно.Одним из инновационных подходов, способным формировать активную, творческую, самодостаточную личность, выступает интерактивное обучение, которое реально обеспечивает переход от педагогики знания к развивающей, к овладению студентами умений и навыков, саморазвития личности.
Интерактивное ("inter" - взаимный, "act" - действовать) обучение - специальная форма деятельности; диалоговое обучение, при котором происходит взаимодействие преподавателя и студента [1, c.4]. По интерактивному обучению образовательный процесс организуется таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процессе познания, при этом каждый вносит свой индивидуальный вклад в общее дело.Обмен знаниями, идеями, мнениями происходит в доброжелательной атмосфере, в условиях взаимной поддержки, взаимопонимания, взаимодействия.
Педагогическое взаимодействие со студентами организуется с учетом таких специфических принципов:
- Непрерывности и целостности развития личности, гармонизации педагогической деятельности, интеграции всех аспектов;
- Личной ориентированности;
- Профессионально практической направленности;
- Альтернативности, свободы выбора (общие планирования, дифференцированные задания и т.п.);
- Осознание профессионально - личностного развития при педагогическом взаимодействии (рефлексия, коррекция собственной деятельности); творческого самовыражения, сотрудничества и сотворчества.
Интерактивная технология обучения - это такая организация учебного процесса, при которой невозможна неучастие студентов в коллективном взаимодополняющими, основанном на взаимодействии всех его участников в процессе учебного познания: либо каждый имеет конкретную задачу, за которое он должен публично отчитаться,или от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой задачи [1,с.23 -24]
Каждую технологию характеризуют два принципиальных аспекта: гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса, тогда как методика рассматривается как совокупность рекомендаций по организации и хода учебного процесса.
В частности Пометун и Л. Пироженко [1, с.33] выделяют четыре группы интерактивных технологий: интерактивные технологии кооперативного обучения; интерактивные технологии коллективно-группового обучения; технологии ситуационного моделирования; технологии обработки дискуссионных вопросов.
Вывод
Применение активных и интерактивных технологий обучения способствует развитию навыков критического мышления и познавательных интересов учащихся.
На уроках, где используются эти технологии, дети чувствуют себя уверенно, свободно выражают свои мысли и спокойно воспринимают замечания, ведь они являются активными участниками учебного процесса.
В атмосфере доверия и взаимопомощи легко делать открытия, осознавать важность полученных знаний.
Именно при таких условиях возможно воспитание личности, подготовленной к будущему,в котором необходимо решать проблемы и принимать конкретные решения
Литература
1. ПометунА.И.,Пироженко Л.В. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: Науч.-метод. пособие. - Издательство А.С.К., 2004. -192 С.
2. Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика инновационной деятельности деятельности .- М., 1997.