Внедрениеактивныхметодовобучения при преподаваниибиологическихдисциплинимеетбольшоезначение, посколькуэтидисциплинывсегдапредусматриваютдвойнуюпроекцию: прямую - на студентов и косвенную - на их будущих учеников.
Понятие «активныеметодыобучения» используется в трудах по вопросам проблемного обучения (Э. В. Ильенков, Я. С. Гинзбург, Н. М. Коряк, А. П. Новгородцева Д. Пойа), формированиепознавательныхинтересов
(К. Дусавицький, А. В. Скрипченко, Г.И.Щукина), активности и самостоятельностисубъекта и объекта в процессеусвоения знаний (Л. П. Аристова, В. И. Евдокимов, А. Я. Савченко, Т.И Шамова), оптимального сочетанияиндивидуальных, групповых и парных форм работы в процессеобучения (В. А. Выхрущ Ц. В. Искрова, Л. П. Кныш), развитиякритическогомышления
(Т.С Воропай, Д. Клустер, П. Лушин).
По определению А. Пометун и Л.Пироженко, интерактивноеобучение - это «спивнавчання, взаимообучения, (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где и ученик и учитель являютсяравноправными, равнозначнымисубъектамиобучения, понимают, чтоониделают, рефлектируют по поводу того, чтоонизнают , умеют и осуществляют.Оноэффективноспособствуетформированиюнавыков и умений, выработкеценностей, созданиюатмосферысотрудничества, взаимодействия »[3,9].
нтерактивнавзаимодействие не допускаеткакдоминирование одного участникаучебногопроцесса над другими, так и одного мнения над другой, побуждаетучастников такого спивнавчаннябытьдемократическими, приобретатьопыттворческогообщения с другими людьми, критическимыслить, принимать, продуманные, обоснованныерешения.Цельтакойформыорганизациипознавательнойдеятельности - создатькомфортныеусловияобучения, при которыхкаждыйчувствует свою успешность и интеллектуальнуюсостоятельность.
Интерактивныетехнологии в классификациипедагогическихинновацийприближаются к определеннойпедагогическойпарадигмы.Насегодняучеными в педагогикеопределены три основныепарадигмыобразования:
1. Парадигма авторитарнойпедагогики, суммативное, илиэкономика знаний, существуеттолько в субъектно-объектныхотношениях: учитель-ученик.
2.Манипулятивная педагогикахарактеризуется тем, чторебенокявляетсяодновременно и субъектом, и объектомобучения. Учитель направляет и контролируетпроцессобучения.
3.В гуманистическойпедагогике, илипедагогикеподдержки, существует партнерство между учителем и учеником, котороеимеетболееиндивидуализированный характер, направленный на ученика как на конкретнуюличность [1, 53].
В рамках двухпоследних парадигм действуютпрограмм, получившихподдержкуМеждународногофонда «Возрождение», а именно «Критическоемышление», «Дебаты», «Формирование образного мышления».Поэтомуэлементыэтихинтерактивныхинновационныхтехнологий, которые активно внедряютсяученымикафедрыобразовательныхтехнологийНиколаевскогогосударственногоуниверситетаим. В.А.Сухомлинскогомысчитаемцелесообразнымиспользовать на практических, лабораторныхзанятиях и внеаудиторныхзанятиях по методикепреподаваниябиологическихдисциплин.
Интерактивноевзаимодействие на таких занятияхтребуетпостепенноговнедренияпростыхтехнологий;работа в парах, малыхгруппах, мозговой штурм и т.д. »Педагогическаятехнология-набор процедур, восстанавливающихпрофессиональнуюдеятельность учителя и гарантируютконечныйзапланированный результат» [2, 42].
Использованиеинтерактивныхтехнологий в преподаваниибиологическихдисциплиндаетвозможность учителю, будущему учителю шлифоватьпрофессионально-коммуникативныеумения, а учащимся и студентам формироватьэрудицию и критическоемышление.
Литература
1.Єльникова О. Інтерактивні методи навчання, їх місце у класифікації педагогічних інновацій. Імідж сучасного педагога.-2001. - №3 - 4. - С. 18 - 20.
2.Педагогічні технології у безперервної професійної освіти. / За ред..С.О.Сисоєвої. - К., 2003. - 176 с.
3.Пометун О., Пироженко Л. Сучасний урок. Інтерактивнітехнологіїнавчання-К.,2003. - 142 с.
4.Тарелін А. Гра «Дебати»: принципи та організація. Постметодика.-1996.-№1.- С.56-61.