Постановкапроблемы. Украина, как и большинство стран мира, живет в условиях полиэтнического, поликультурного общества. Глобализационные и интеграционные процессы социально-экономических и духовно-культурных преобразований в начале нового тысячелетия в значительной мере содействуют повышению роли образования и культуры в современном обществе, возрождению духовности. Человечество начинает осознавать значимость духовно-моральных и культурных ценностей образовательной системы ХХІ столетия.
Процесс модернизации в Украине направлен на вхождение в Европейское образовательное пространство, на подготовку учеников, способных к утверждению и обогащению духовных ценностей.
Со времени разработки Национальной доктрины развития образования Украины был взят курс на предоставление поликультурного, полипрофильного образования ученикам. Образовательное пространство является интегративным и интеркультурным - и это его главный признак.
В поликультурном контексте европейского общества на школу возлагается важная роль, ведь в результате поликультурного образования у учеников изменяется восприятие мира и человека.
Поликультурное образование содействуетусвоению знаний о различных культурах, осознанию общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; выступает на защиту этнического в структуре личности, предотвращает нивелирование общества.
Воспитание духовных ценностей у учеников в контексте поликультурности является актуальной проблемой современной педагогической теории и практики в условиях новой образовательной ситуации, для которой характерно усиление этнизации содержания образования, рост роли языка обучения и идей народной педагогики. Важным социально-политическим аспектом необходимости поликультурного воспитания является интенсивное развитие интеграционных процессов как важной составляющей развития современного мира, а также стремление Украины и других государств интегрироваться в мировое и европейское социально-культурное сообщество, сохраняя при этих условиях национальную своеобразность.
Анализ публикаций. Проблему воспитания духовных ценностей учеников в поликультурной среде глубоко изучали И. Бех, М. Борищевский, В. Долженко, И. Лощенова, Л. Волик, А. Солодкая, В. Яковенко и другие ученые.
Цель статьи. Решение проблемы проявилось в теоретическом обосновании сущности, необходимости и возможности воспитания духовных ценностей у учеников в поликультурной среде в условиях современной национальной школы и создании необходимого методического обеспечения для эффективной организации поликультурного воспитания в процессе изучения гуманитарных предметов.
Изложение основного материала. В процессе воспитания духовных ценностей учеников в контексте поликультурностиважное значение приобретает лингвокультурологический подход к преподаванию гуманитарных дисциплин, который ориентирует на взаимосвязь культуры и языка, отображает культурные ценности народов. Эффективность использования лингвокультурологического подхода к гуманитарным предметам обусловлена введением интеркультурной коммуникации в учебно-воспитательный процесс.
Социокультурные знания, привычки и умение вербального и невербального общения являются составляющими интеркультурной коммуникации, которая является источником интеркультурной компетентности вторичной языковой личности, характерными особенностями которой является способность к адекватному взаимопониманию представителей различных культур, толерантность, стремление личности к межнациональному согласию во всех сферах общения.
На основе осознания необходимости поликультурного воспитания учеников и формирование в них духовных ценностей была разработана экспериментальная программа, которая предусматривала:
а) формирование поликультурной воспитанности учеников независимо от профиля среднего общеобразовательного учреждения;
б) введение интеркультурной коммуникации в процесс изучения гуманитарных дисциплин;
в) тематическое интегрирование гуманитарных предметов с целью использования гуманистического потенциала этих предметов в поликультурном воспитании;
г) распространение поликультурного воспитания на внеклассные воспитательные мероприятия.
В процессе внедрения концепции определено, что поликультурное воспитание является эффективным на основе создания проекта, связанного с изучением гуманитарных предметов при таких педагогических условиях, как учет возрастных и индивидуальных особенностей восприятия других культур; создание эмоционального расположения духа и атмосферы, которая помогает ввести учеников в мир другой культуры, установить
диалог с человеком этой культуры.
Использование методов анкетирования, беседы, наблюдения, и интерактивного моделирования оказывало содействие культурной и национальной идентификации учеников, развитию способности восприятия норм и ценностей другой культуры, созданию конкретных ситуаций межкультурного общения и соответствующей стратегии действий в ситуациях межкультурного общения, снятию конфликтных ситуаций, диалогизации общения, акцентированию языка чувств, доверчивому общению, способности учеников к рефлексивному управлению своим развитием, созданию условий для культурного творчества учеников, социально значимой личностной деятельности, осознанию школьниками добытой информации, предоставлению ей индивидуального смысла.
Выводы.Вследствие проведенной теоретической и экспериментальной составляющих исследования есть основания утверждать: поставленные задачи разрешимы, гипотеза подтверждена, что делает возможным выводы об эффективности внедренного содержания, форм и методов влияния поликультурности на воспитание духовных ценностей.