В статье раскрывается суть понятий «технология», «история технологии»,в соответствии с чем определено содержание эволюции педагогических технологий,как один из основных факторов
Цель статьи: проследить эволюцию развития педагогических технологий.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Остановиться на понятии «технология»;
- Рассмотреть историю становления и развития «педагогической технологии»;
Актуальность работы состоит в том, что педагогические технологии в настоящее время находятся на этапе развития и объединения в единую научную дисциплину, поэтому вопрос о раскрытии сущности педагогической технологи, определении ее основных признаков и элементов является для нас интересным.
Одним из новых для педагогики является понятие «технологии», часто встречающиеся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной).Появление этого термина из сферы информационных технологий и направления исследований в педагогике не является случайностью. Распространение термина «технологии» в сфере образования имеет под собой серьезные объективные причины. В любой сфере деятельности человека создание и широкое использование технологий ведет к усилению возможностей и повышению потенциала данной сферы, а также к опосредованному развитию других смежных сфер человеческой деятельности. Педагогика не является исключением.Педагогические технологии - качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология (от греческогоtechne - искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок.
Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Остановимся на некоторых из них.
В энциклопедическом словаре дается следующее определение: технология - это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» .
В толковом словаре живого великорусского языка В.Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве».
В толковом словаре С.И.Ожегова технология рассматривается как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства, ср.: «Технология - это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких - либо проблем» .
Содержание понятия «технология» раскрывается и уточняется в зависимости от области человеческой деятельности.
Технология - это не просто совокупность методов, все они направлены на получение конкретной продукции.
С этой точки зрения С.А.Смирнов останавливается на более точном определении, отражающем суть процесса, которое дается в учебнике «Основы менеджмента» М.Х.Мельсон, ср.:«Под технологией подразумевается любое средство преобразования исходных материалов - будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или услуг».
Таким образом, подчеркивает Смирнов, под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.Научно - технический прогресс к концу XX века обусловил технологизацию не только многочисленных отраслей производства, он неумолимо вторгся в сферу культуры, гуманитарных областей знаний.С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.
Появляются новые технические, аудиовизуальные средства с присущими им новыми методиками, которые становятся неотъемлемым компонентом и образовательного процесса, внося в него определенную специфику.Все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные.К промышленным технологиям относятся технологии переработки природного сырья (нефть, руда, древесина) или полученных из него полуфабрикатов (готовый металл, прокат, детали изделий и т.п.).
Социальной технологией называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению - одно или несколько его свойств (например, технология обучения учащихся, построенная на основе компьютерных программных средств).
Современное понятие «технология» является содержательным обобщением и имеет три основных аспекта:
· научный - технология является научно разработанным решением определенной проблемы, основывающимся на достижениях психолого - педагогической теории и передовой практики;
· формально - описательный - технология - это модель, описание целей, содержания методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;
· процессуально - действенный - технология есть сам процесс осуществления деятельности, последовательность и порядок функционирования и изменения всех его компонентов, в том числе объектов и субъектов деятельности.
Таким образом, технология представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления, разработанного на научной основе, решения какой - либо производственной или социальной проблемы.
История развития педагогической технологии
Впервые в двадцатые годы термин «педагогическая технология» упомянут в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский).
В это же время распространилось и другое понятие - «педагогическая техника», которая в Педагогической энциклопедии тридцатых годов была определена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.
К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.
В сороковые - пятидесятые годы, когда началось внедрение в учебный процесс обучения технических средств, появился термин «технология образования», который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО модифицировался в «педагогические технологии».Именно к середине пятидесятых годов XX века исследователи относят массовую разработку и внедрение педагогических технологий и связывают это с возникновением технологического подхода к обучению в американской, а затем и в европейской школе.В середине шестидесятых годов возникло два направления: «технические средства в обучении», «технология учебного процесса».Первоначально под педагогической технологией понималась технизацияучебного процесса. Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение.К концу семидесятых годов - началу восьмидесятых вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.
При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств.Под давлением технологического опыта других отраслей педагогические технологии обретают новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и влиять на его эффективность.В связи с этим педагогическая технология рассматривалась как область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их использования для достижения целей обучения.
Технология обучения - понятие близкое, но не тождественное педагогической технологии, поскольку оно отражает путь освоения конкретного учебного материала в рамках определенного предмета, темы, вопроса и в пределах избранной технологии.
Дальнейшее развитие исследователей в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в многочисленных различных определениях этого понятия.Так, по мнению, многих отечественных педагогов (Беспалько В.П., Журавлева В.И., Кларина М.В.) Технология обучения - это составная часть системы обучения, связанная с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения.В психолого-педагогической литературе можно встретить три основных подхода к определению технологии обучения.
При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели.Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии - они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели.Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом.В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм..
Таким образом, технология обучения:
· повышает производительность труда учителя;
· способствует тому, что контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера;
· освобождает время учителя посредством перекладывания основных функций обучения на средства обучения, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся;
· так как для любой технологии цель определяется очень точно, то использование объективных методов контроля дает возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля;
· создание технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебной дисциплины учащимися во всех образовательных учреждениях.
С термином «педагогическая технология» связано и понятие «технологический подход к обучению», которое, как подчеркивает М.В.Кларин, ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).
В технологическом подходе к обучению выделяют следующие этапы:
· постановка целей и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результатов;
· подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;
· оценка текущих результатов;
· коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
· заключительная оценка результатов .
Источниками развития педагогической технологии, как утверждает О.Епишева, являются:
1. Психология, психологические концепции усвоения и научения - бихевиоризм, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности.
2. Производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека, составляющие систему «человек - техника - цель».
В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции.
3. Педагогика.
Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает все более широкое распространение в теории обучения.Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации «технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании» стали использоваться в педагогической литературе и получили множество формулировок в зависимости от того как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса.