АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития школьного образования проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся приобретает большое  значение. Это происходит благодаря высоким темпам развития и совершенствования науки и техники, потребностям общества в образованных людях.

Выполнение данной проблемы становится возможным только в условиях активного обучения, которое стимулирует умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к получению знаний и учебной деятельности.

Среди средств активизации учебно-познавательной деятельности главное место занимает дидактическая игра. Игровая деятельность - это один из действенных средств осуществления различного воздействия на личность, это вид производительной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом ее процессе. Игровая деятельность позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, развивающую, воспитательную, действующих в органическом единстве.

В игре раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие способности. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка», - утверждал В. А. Сухомлинский [3]. На сегодняшний день проблема внедрения игровой деятельности в учебный процесс является актуальной. Проблема познавательной игры и активизации учебного процесса не нова для педагогики, в свое время ею занимались К. Ушинский, С. Русова, С. Шацкий,

В. Сухомлинский.упорно работают в направлении решения этой проблемы известные педагоги-новаторы  Ш. Амонашвили,  М. Гузик,  А. Жоржик, Е. Ильин, В. Шаталов, В. Лозовая.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как учащиеся оказываются в ситуации, когда активизируется потребность что-то сказать, спросить, выяснить, доказать, чем поделиться с собеседником [1]. Например, ученику предлагают реальную ситуацию, которая может возникнуть в его жизни: встреча знакомого на улице, важные переговоры, конференции и т.д. Школьник должен адаптироваться в определенной роли. В одном случае, он может сыграть самого себя, в другом - ему придется  применить все свое воображение и фантазию, «войти» в данную ситуацию. В процессе игры учащиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, остановить собеседника , согласиться или не согласиться с ним, умение слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Ролевая игра учит быть компетентным в употребление иностранного языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется грамматическими структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, по опыту), и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективными для общения.

Практически все учебное время в ролевой игре отводится на языковую практику, при этом все участники максимально активные (те, что говорят и те, кто слушают), поскольку те, которые слушают, должны запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить насколько она соответствует ситуации и задачам общения и правильно отреагировать на реплику [2].

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют лучшему усвоению иностранного языка. С помощью ролевой игры развиваются у учащихся такие качества, как самостоятельность, инициативность. Школьники активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих собеседников, учитель лишь управляет учебной деятельностью [1]. Таким образом, ролевая игра добавляет учебному общению коммуникативную направленность, укрепляет мотивацию изучения иностранного языка и значительно повышает качество овладения ею.

Следовательно, ролевая игра - мощный фактор психологической адаптации ребенка в новом языковом пространстве, что может решить проблему естественного ненасильственного внедрения иностранного языка в мир ребенка.

Список литературы:

1. Жоржик А. Формирование познавательной активности учащихся в процессе совместной игровой деятельности / / Начальная школа. - 2000. - № 3. - С. 37-39.
2. Калесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / /  Иностранные языки в школе. - 1989. - № 4. - С. 14-19.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Просвещение, 1974. - 72 с.

Просмотров работы: 1