В условиях демократизации общественных отношений, изменений, в социально-экономической отрасли, культуре и образовании особое значение, приобретает вопрос гармоничного развития подрастающего поколения.
В обществе вырастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать трудности, которые возникают, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Все это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и ведет за собой нетрадиционность подходов к гармоничному развитию как основе последующего усовершенствования личности.
Ученые Украины отмечают, что хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития личности. Производительность гармоничного развития детей средствами хореографии предопределена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику движений. Само хореографическое искусство успешно реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственную усталость и дает дополнительный импульс для умственной деятельности.
В последнее время наметилась позитивная тенденция: как дисциплину по выбору школы все чаще выбирают хореографию. Предопределенно это тем, что искусство танца одно из немногих, которое совмещает в себе физическую и духовную культуру, которая содействует разностороннему развитию человека. Так, культура танца способствует улучшению физического развития, укреплению здоровья, формированию интереса, к двигательной деятельности, удовлетворению естественной потребности в движении, профилактике отклонений в физическом развитии - нарушение осанки, плоскостопия, ожирения, и тому подобное (Е.Вильчковский, К.Глушак, О.Сайкина, А.Тараканова, Ж.Фирилеева и другие).
Однако в тех школах, которые положили начало хореографии как уроку, существует значительное количество проблем, связанных с ее преподаванием. Одна из них - механическое перенесение методов и приемов учебы танцевальных движений из практики работы самодеятельных детских коллективов. Предопределенно это отсутствием учебной литературы из школьного курса хореографии, которая подталкивает педагогов-практиков к адаптации материала, предназначенному для использования во внешкольных заведениях, а это не всегда оправдано.Во-первых, основное задание уроков ритмики и хореографии в школах заключается в активизации двигательной деятельности учеников, привлечении их, к красоте искусства, раскрытии творческой индивидуальности и выявлении способностей к данному виду деятельности с последующей рекомендацией заниматься тем или другим видом хореографии в любительских танцевальных коллективах. Во-вторых, занятие хореографическим искусством существенно влияет на формирование личности школьника. Так, ознакомление с доступными формами украинского народного танца являются частью национального воспитания детей и молодежи; бальная хореография формирует этику поведения; изучение некоторых популярных движений современного танца (хип-хоп, брейк, тектоник и другие) способствует повышению статуса ребенка в коллективе одногодок. В-третьих, на школьных уроках хореографии занимаются все дети класса, часть из которых не имеет специальных данных (плохое чувство ритма, отсутствие музыкально двигательной координации и другое), или не проявляет стойкий интерес к данному виду деятельности. Поэтому формы иметоды работы на школьном уроке должны кардинально отличаться от тех, что рекомендуют авторы методики работы с детским хореографическим коллективом.
Вторая проблема, с которой сталкиваются педагоги-хореографы - это определение содержания данной дисциплины. Цель уроков хореографии заключается в воспитании интереса к танцевальной деятельности; формировании начальных хореографических умений и навыков, усвоении несложных танцевальных движений и этюдов; раскрытии и развитии творческого потенциала, выявлении и создании условий, для развития одаренных детей.
Среди многих форм гармоничного развития подрастающего поколения хореография занимает особое место. Актуальность хореографического искусства в системе средств гармоничного развития растет в связи с заострением проблем воспитания целостной личности. Занятие хореографией не только учит понимать и создавать прекрасное, но и развивает образное мышление, фантазию, творческое воображение. Хореографическая деятельность в то же время способствует физическому развитию и здоровью воспитанников; воспитывает красоту движений, пластичностьтела, правильность осанки, гармоничность поступи, жестов, культуру поведения.
Следовательно, содержание уроков дает возможность ознакомить детей с несложными, доступными для восприятия и выполнения элементами классического, народно - сценического, бального, историко-бытового танцев, хореографической терминологиею; помочь им усвоить сюжетно - тематические, игровые, характерные, тренингу комбинации и этюдные формы. Такой комплексный подход к содержанию хореографической работы не только сделает занятия содержательными, разноплановыми, интересными, но и предоставит возможность определить способности детей для последующего их развития.