РОЛЬ СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

РОЛЬ СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье говорится о формировании готовности первоклассников к обучению в школе и обеспечение адаптации их к условиям школьного обучения, раскрывается первоочередной вопрос, который ставится перед дошкольным учреждением, начальной школой и родителями. Статья выявляет роль семейного воспитания в решении задач подготовки детей к школе
Ключевые слова: начальная школа, дошкольное образование, начальное образование, школьная зрелость, адаптация к школьной жизни, семья.
Целью статьи является анализ важных этапов подготовки старшего дошкольника к школьной жизни и рекомендации, способствующие быстрой адаптации ребенка к обучению. В статье раскрыты вопросы и даны рекомендации, которые бы помогали родителям при подготовке старшего первоклассника в школу, где бы он чувствовал себя комфортно.
Объектом исследования является место и роль семьи в воспитании ребенка. Изучение роли семейного воспитания в Украине имеет исторические корни. Оно опирается на извечные традиции восточных славян. Особое значение семейному воспитанию привлечено в конце XIX и начале-XX вв. в Украине.
Семейная педагогика объединяет в себе много ценного, что не всегда можно реализовать в условиях школьного воспитания, потому семейному воспитанию присущи свои специфические особенности и своеобразный характер воспитательной деятельности. Если в школе, в процессе воспитания, отмечает В. Сухомлинский, преобладают элементы содержательные, то в семье - эмоциональные. Ни один общественный заведение не может привить ребенку тех качеств, которые формирует семья. Именно поэтому «учителя должны обращаться к семье как к такому благоприятно
 й почвы, на котором растет, развивается, воспитывается ребенок» [5, 1].
Единство воспитательной деятельности школы и семьи достигается лишь тогда, когда коллектив педагогов и родителей объединяет:

  • четкое понимание целей и задач воспитания и обучения, взаимное стремление к их выполнению;
  • органическая взаимосвязь содержания воспитания в дошкольном учреждении, школе и семье;
  • не эпизодический, а постоянный и систематический контакт дошкольного учреждения, Школы и семьи;
  • активное участие родителей в работе дошкольных учреждений и школы;
плановость совместной деятельности;
  • объединение и взаимосвязь коллективных и индивидуальных форм работы;
  • четкая координация и контроль как со стороны дошкольного учреждения, школы, Так и сбоку семьи;
  • учет возрастных и социально-психологических особенностей;
  • индивидуальный подход.
Семья, дошкольное учреждение и начальная школа, как первые институты социализации личности, в значительной мере определяют характер ее социального развития. Ребенок как неповторимая личность эмоциональная и социальная составляющих.
Характеризуется постоянным взаимодействием и взаимозависимостью. Особенно актуальным является создание условий для постепенности изменения социального статуса ребенка. Это возможно только при условии сохранения естественности адаптационного периода к школьной среды. Единство усилий семьи и учебных заведений будет способствовать осуществлению успешного формирования личности ребенка.
В психолого-педагогических исследованиях выделяют два вида подготовки к школе: Общую и специальную. К первой относят физическую подготовленность, личностно-волевую, интеллектуальную, а вторая характеризуется наличием знаний, умений, навыков по конкретным разделам программы. Результатом этих видов можно определять успешность подготовки ребенка к обучению в школе.
В первую очередь забота родителей и педагогов должна проявляться в
обеспечению надлежащих условий жизнедеятельности будущего ученика - режима отдыха, питания, занятий в свободное время. Знать все о ребенке - о степени ее подготовленности к обучению, о его здоровье, привычки, склонности - не просто школьники. Забота о том, чтобы учиться было интересно, необременительно, чтобы ребенок не чувствовал себя заброшенным, должно стать общей и для учителей, и для родителей.
В работах отечественных исследователей подчеркивается, что готовность к обучение в школе - это многокомпонентное образование. Готовность как интегральная характеристика личности 6-летнего школьника является целостным образованием, которое включает в себя морфологический, интеллектуальный, мотивационный, эмоционально-волевой, коммуникативный компоненты и состоит на конец дошкольного детства. Все эти компоненты находятся в живом взаимодействии, постоянно влияют друг на друга, что соответствующим образом сказывается на любой де
 тельности на поведении ребенка.
Готовность ребенка к обучению в школе - это интеграция (объединение) социальной подготовки и формируется на конец дошкольного детства, которую можно проверить:
  • Особенностями включения ребенка в учебную деятельность;
  • Отношением ребенка к школе;
  • Взаимоотношения с педагогом и сверстниками.
  • Умеет сотрудничать со взрослым.
  • Потребность в общении со сверстниками.
В ряде случаев адаптационный период может негативно сказаться на состоянии здоровья, поскольку влечет за собой перестройку функционирования всех систем организма у некоторых детей происходит долго и мучительно. Неадекватно и даже парадоксально ведет большинство детей в период адаптации. Одни - непоседливые, шумные, другие, наоборот, - робкие, плаксивые. Случаются трудности и психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителя, неуверенность в своих возможностях и т.д..
Именно школьное образование должно стать гарантом легкой адаптации ребенка в школьной среде, она обязана помочь малышам справиться со
значительной нагрузкой и дискомфортом, который может возникнуть после поступления в школу.
Одна из основных задач быстрого и удачного процесса адаптации младшего школьника надо ставить в первую очередь перед родителями ребенка. Конечно, забота родителей должна проявляться в обеспечении надлежащих условий жизнедеятельности будущего ученика - режима отдыха, питания, занятий - вне учебного заведения.
Организуя жизнедеятельность ребенка в семье, которая способствует его физическому, умственном, нравственном, волевом развитии, родители тем самым подают необходимую помощь младшему школьнику в успешном усвоении программных знаний.
Вместе внимание к интеллектуальному развитию, успехов в учебе не должна приводить к игнорированию других факторов, влияющих на формирование личности ребенка, - становление ее взаимоотношений с ровесниками, осознание им своего места и позиции в ученическом коллективе, ее участия в жизни класса.
Поэтому родители должны обсуждать совместно с шестилетними детьми события каждого школьного дня, проявляя интерес не только к формальной стороны дела (или все задания учителя ребенок выполнила на уроке, сколько раз отвечала на его вопросы и т.д.). При этом им не следует ограничиваться тем, что касается непосредственно их ребенка, а нужно расспрашивать и об интересном на уроке, перемене, об одноклассниках, узнавать, не огорчил кто учительницу.
Следовательно, одним из существенных условий постепенной интеграции ребенка в школьную жизнь является обеспечение воспитательного взаимодействия семьи, ДУЗ и школы. Четкая координация упомянутых социальных институтов, как показывают результаты формирующего эксперимента, а также данные отечественных исследователей (Н. Сайко, Л. Федорович и др.) Способствует реализации личностно-ориентированной подготовки, обеспечивает непрерывность и преемственность дошкольного и начального образовательных звеньев, создает единый социально-пе
 дагогическое пространство для успешного формирования целостной личности дошкольника и первоклассника. Взаимодействие предполагает осознание родителями, воспитателями и учителями настоятельной необходимости введения делового сотрудничества, по крайней мере, по таким направлениям, как информационно-просветительский, методический и практический.
В педагогической практике накоплен значительный опыт организации
сотрудничества с семьей с целью повышения эффективности воспитания и
развития детей, что требует постоянного совершенствования содержания и форм работы, органического сочетания воспитательных воздействий на ребенка. От того, как дошкольное учебное заведение и семья совместными усилиями будут укреплять здоровье дошкольника, формировать у него познавательные интересы, развивать морально и эстетически, зависит его успешное обучение в дошкольном учреждении, а со временем в школе.
Литература:
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 1995. - 268ºс.
2. Котирло В. К. Початковийперіод у навчаннішколярів. - К.,1985. - С. 40. Неперервнапрофесійнаосвіта: філософія, педагогічніпарадигми, прогноз: Монографія / За ред. В. Кременя - К.: Наук.думка, 2003. - 853ºс.
3. Савченко О. Неперервністьосвіти: дошкілля - початкова школа.
Початкова освітамає стати якісноновою // Дошкільневиховання. - 2001. - №1. - С. 5.
4. Сухомлинський В. Батьківськапедагогіка / Укл. і авт. вступ. ст В. Ф. Шморгун.
5. Сухомлинський В. Зв´язокшколи з сім´єю. - ЦДАВО України, ф.5097, спр.1
Просмотров работы: 56