В этой статье рассказывается о проблемах адаптации первоклассников, даются некоторые указания способствующие помочь ребенку в этот период.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Рассмотрим адаптацию, в контексте проблемы приспособления 6-7 летнего ребенка к школе. В зависимости от того, насколько успешно пройдет адаптация первоклассника, зависит его отношение в последующем к школе, к учебе, общее состояние ребенка.
Успешная адаптация зависит от многих факторов, психологических в первую очередь.
По моему мнению, подготавливать ребенка к учебе следует задолго до самого факта поступления в школу. Родители должны готовить ребенка к новой социальной ситуации в его жизни, указывая на новую, положительно-качественную ступень в его развитии. Аргументы, выдвигаемые родителями должны быть исключительно положительно-утвердительными: ты будешь хорошо учиться, ты все сможешь, ведь ты у меня молодчина, тем самым ребенок получает положительную установку, ни на минуту не сомневаясь, что школа, это может быть плохо. Но ни в коем случае не следует приукрашать действительность, это может повести к глубокому разочарованию и серьезно усложнить процесс адаптации.
Слова родителей (бабушек или дедушек), которые устали справляться с активным чадом:- ´´Вот пойдешь в школу, там тебя научат, как взрослых слушать! Целый день за уроками сидеть будешь, вот тогда посмотрим, хватит у тебя сил дерзить?´´ должны отсутствовать в лексиконе старших, они могут вызвать психические расстройства (развить отвращение к школе, страх, перед задачей возложенной на ребенка учиться приводит к дезадаптации).
Большое количество детей первоклассников начинают болеть уже в сентябре, в чем же дело? Дело в недостаточно хорошей психологической подготовке. Что делать в этом случае? В первую очередь с ребенком нужно поговорить и разобраться, что не так, что его пугает, он не понимает учителя, или не может ни с кем подружиться.
В этой ситуации родители и учитель должны идти синхронно, помогая друг другу, а особенно маленькому ученику, побыстрее влиться в коллектив, в учебу. Задача учителя, на этом этапе, вызвать интерес к обучению, развить желание узнать новое. В этом, конечно, поможет игровая форма урока. Учитель должен задействовать в игре как можно больше детей, каждый раз разных, никого не оставляя на скамье запасных, ведь именно в этот период формируется коллектив, выделяются лидеры и аутсайдеры. Если ребенка в период адаптации (стрессовый период) оставить в запасных, велика вероятность, что этот малыш закрепит на себе клеймо аутсайдера, что повлияет в дальнейшем и на его карьерный рост и на отношения в семье.
Таким образом, школьная адаптация - очень важный этап в жизни ребенка.Успешно пройден этот этап или нет, оказывает влияние на всю последующую жизнь.Поэтому наша задача научить родителей обращать внимание на своих детей, а учителей видеть в каждом ученике личность.