Проблеме инноваций (нововведений, новшеств) в физическом воспитании и спорте в настоящее время уделяется повышенное внимание. Это объясняется коренными изменениями в экономике, политике и духовной жизни нашей страны, которые не могли не затронуть и сферу физического воспитания.
Теория и практика физической культуры вплотную связаны с инновационной деятельностью. Это разработка новой концепции физического воспитания, создание обновленной системы обучения, развития, переход от архаичных методик к передовым методам сопровождения физической деятельности на всех этапах.
В настоящее время существенно возрастает роль физической культуры и спорта как фактора совершенствования человека и общества.
Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности являются социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. В то же время в условиях мирового кризиса, экономической нестабильности, ухудшения экологической обстановки, ослабления профилактических мер здравоохранения, ряда негативных тенденций в сфере школьного образования пока еще слабо выражена положительная мотивация школьников в отношении своего здоровья и систематических занятий спортом.
В настоящее время все более осознается тот факт, что традиционные издавна сложившиеся и используемые в практике формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми вряд ли удастся возродить в полной мере. Речь идет о необходимости существенного изменения организации этого вида учебно-воспитательной работы с детьми, о развитии ее новых, более эффективных форм и поиска новых инновационных идей.
Решение данной проблемы особенно усложняется в условиях сельских школ и малочисленных городских школ. Существуют такие специфические особенности деятельности указанных школ, как малочисленность, удаленность от культурных центров, небольшие ученические и педагогические коллективы, необходимость преподавания одним педагогом нескольких предметов (иногда неспециалистом), ограниченные возможности дополнительного образования. Небольшой классный коллектив не позволяет проводить подвижные игры и эстафеты, а отсутствие параллелей классов, как в сельских, так в наше время и в городских школах (ведь сейчас мы наблюдаем недостаток детей во всех школах из-за малой рождаемости) затрудняет организацию внутришкольных соревнований, комплектование команд для участия в районных стартах и мероприятиях. Это обусловливает необходимость объединения нескольких классов, создание разновозрастных групп при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.