ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Постановка проблемы.Важным заданием современной начальной школы является формирование гармонически развитой, физически и психически здоровой личности. Но на успешность решения этого задания сегодня негативно влияют ряд факторов: проблемы нестабильного социально-экономического становления государства, сложность социальной ситуации развития ребенка, внутреннесемейная атмосфера и особенности отношений родителей,уровень профессионализма и психической осведомлённости учителей, а также чувствительность младших школьников к различным социальным влияниям, их эмоциональная нестабильность и уязвимость, возрастные, индивидуально - типологические качества и т.д. Некоторые из этих качеств определяют появление у детей младшего школьного возраста негативных психических состояний, которые, при отсутствии необходимой психологической коррекции, адекватных изменений условий обучения и воспитания, могут трансформироваться в стойкие свойства личности и деформировать ее дальнейшее развитие, стать причиной ухудшения успеваемости учебной деятельности, поведения, обусловливать ухудшение отношений между учениками.

Решение этой проблемы требует нового подхода к осуществлению воспитательного процесса в общеобразовательном учебном заведении. Такой подход основывается на принципах гуманистической, личностно ориентированной педагогики, в основе которой лежит задача предупреждения негативных проявлений в поведении ученика, сохранения и укрепления его здоровья, предоставления ребенку педагогической поддержки и помощи в преодолении жизненных трудностей, формировании его готовности к собственной жизнеутверждающей позиции.

Проблема негативных проявлений поведения у младших школьников и применение педагогических условий для их профилактики, с одной стороны, обусловлена общественной потребностью ранней профилактики отклонений в поведении детей, а с другой стороны - реальными возможностями ее успешного осуществления в младшем школьном возрасте - периоде эффективного усвоения моральных норм и выработки социально приемлемых моделей поведения, формирование субъектности ученика. Задача становления гармонически развитой личности школьника, которая формируется необходимыми педагогическими условиями профилактики негативных проявлений поведения у школьников младшего возраста, находит отображение в Национальной программе воспитания детей и ученической молодежи, принятой в Украине в 2004 году.

Анализ последних публикаций. Психические состояния, как базовое понятие, стали впервые предметом системного научного анализа в исследованиях М.Д. Левитова. В психолого - педагогической литературе раскрыты суть и подходы к классификации психических состояний личности (В.О. Ганзен, Г.Б. Леонова, А.О. Прохоров, Ю.Е. Сосновикова, В.М. Юрченко). Негативные психические состояния младших школьников исследовались психологами О.Л. Венгером, Т.П. Гавриловой, С.В. Крюковой, И.М. Никольской и др. Выдающиеся педагоги Ж.Ж. Руссо, Я. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.О. Сухомлинский, совмещая практическую, научную и просветительскую работу, обосновали важность особого подхода к "трудному ребенку".

Цель нашего исследования - проведение теоретико - экспериментального анализа форм проявления негативного поведения у детей младшего школьного возраста и педагогические условия их профилактики.

Изложение основного материала. Негативные проявления поведения деструктивно влияют на жизнедеятельность ребенка, особенно на показатели его успеваемости в учебе, а также на межличностные отношения в школьном коллективе. Так, по мнению экспертов, у детей с негативными проявлениями поведения успеваемость в учебе значительно ниже, чем у детей с позитивными. Доказано, что около 56% детей с негативными проявлениями поведения учатся на "удовлетворительно" и " неудовлетворительно" по большинству дисциплин. Количество детей с негативными проявлениями поведения, которые учатся на "хорошо" составляет 41%, а на "отлично" учатся только 3% таких детей. Среди учеников с позитивными проявлениями поведения учатся преимущественно на "отлично" 41%, на "хорошо" 42%, на "удовлетворительно" и "неудовлетворительно" - только 17%. Таким образом, среди младших школьников, у которых низкий уровень успеваемости (учатся на "удовлетворительно" и "неудовлетворительно") почти на 39% больше тех, которые относятся к группе с негативными проявлениями поведения.

Исследования показали, что у 67% школьников младшего возраста негативные проявления поведения деструктивно сказываются на особенности их взаимоотношений с другими детьми и на социальном положении в классе. Среди учеников с негативными проявлениями поведения на 8% меньше лидеров, на 16% меньше детей со статусом "активисты", на 16% меньше тех, которых можно зачислить к "большинству", зато значительное количество среди них тех, которые имеют социально неблагополучный статус, а именно, "негативный статус" (их больше на 25%) и детей - изолянтов (больше на 15%).

Выводы. Таким образом, сегодня особенно остро чувствуется потребность в глубоком педагогическом анализе негативных проявлений в поведении младших школьников, их сути, структуры и динамики, в определении путей и средств их своевременного предупреждения и преодоления. Именно дети находятся сегодня в самом сложном состоянии вследствие несформированности собственной системы стойких моральных убеждений, ценностных ориентиров, которые не дают им адекватно реагировать на события, факты окружающей среды. Уже в младшем школьном возрасте можно наблюдать довольно таки чёткие симптомы неблагополучия в формировании личности, констатировать появление детей с деструктивными элементами в поведении, которые при отсутствии соответственной педагогической работы постепенно превращаются в несовершеннолетних правонарушителей, и даже преступников.Эффективное решение этой проблемы основывается на раскрытии причин возникновения отклонений в поведении ребенка и педагогических механизмов их коррекции.

Література

1.Прохоров А.О.Неравновесные (неустойчивые) психические состояния // Психологический журнал, 1994, - Том 20, - № 2. - С. 115-124.

2.Сухомлинський В.О. Ми продовжуємо себе в дітях // Вибрані твори у 5 т. - К.: Радянська школа, 1977. - Т.5. - С. 578-584.

3.Юрченко В.М. Психічністанидитини: сутність та діагностика/ В.М.Юрченко // Психічнийрозвитокдитини в умовахпостчорнобильськоїкатастрофи: Науково-методичнийпосібник / За ред. О.В.Киричука. К., 1998. 181с. С.5-21.

Просмотров работы: 14