В наше время особого значения приобретает потребность государства в культурном, воспитанном и социально-активном гражданине, т.е. в ответственной, творческой личности, способной к постоянному самовоспитанию.
Проблема самовоспитания активно исследуется в работах отечественных ученых: А.В. Иващенко, А.И. Кочетова, Л.Н. Куликовой, Л.И. Рувинского, А.Е. Соловьевой, И.В. Середы и др. Целью этой статьи является рассмотрение самовоспитания как одной из условий развития личности.
Современная педагогика сегодня не выработала единого подхода к определению самовоспитания. Более существенным для раскрытия содержания самовоспитания, на наш взгляд, является определение, данное А.Г Ковалевым: "Самовоспитание - это сознательная систематическая работа над собой с целью устранения тех или других недостатков и формирования положительных качеств, согласно условиям общества и личного плана развития" [1;7]. В этом определении гармонично переплетаются социальное предназначение человека и его личное отношение к собственному развитию.
В зависимости от целей и задач самовоспитания может быть эпизодичным и систематическим, положительно и отрицательно направленным. По основным направлениям самовоспитание, как и воспитание, может делиться на умственное, моральное, трудовое, физическое, эстетическое [3; 15-26].
В общей технологии самовоспитания можно выделить отдельные этапы от самопознания до анализа результатов, каждый из которых сопровождается определенными приемами (к примеру, сравнение себя с другими, самонаблюдение и т.п.). К наиболее распространенным методам самовоспитания современные исследователи относят: самоподбадривание, самоприказ, самоприучение, самоконтроль, самооценка и др. [2; 34-39].
Анализ проведенного нами констатирующего исследования по изучению творческих работ учеников 10 классов, гимназии №4 г. Николаева (32 респондента), дал возможность сделать вывод о том, что хотя определенная часть старшеклассников (26%) владеет приемами и средствами самовоспитания, большинство из них плохо осознают необходимость самосовершенствования. Анализ анкет показал, что 55% опрашиваемых используют самовоспитание иногда, а 24% респондентов - довольно редко.
Проведенная нами экспериментальная работа позволила убедиться в том, что ученик, регулярно осуществляющий самовоспитание в своей жизни, всегда будет иметь лучший результат, большую самостоятельность и компетентность знаний, независимость мысли, будет гармонично развитой личностью.
Литература
1.Ковалев А.Г. Психология и педагогика самовоспитания./Ковалев А.Г -М.:Просв.,1969.- 7с.
2.Кочетов А.И. Формы и приемы самовоспитанияшкольников / Кочетов А.И. - Минск: //Физическая культура в школе. -1977.-№4. -С.34-39
3.Середа И.В. Технологія самовиховання особистості: Методичні рекомендації. / Середа І.В. - Миколаїв: Вид-во "Іліон", 2005.-С.15-26.