Сочетание инволютивных изменений сосудов и повышенных цифр артериального давления формирует своеобразную зону перекреста, провоцирующую их взаимоотягощение. Появляется аномальная активность тканевых процессов в артериальной стенке и соответствующие морфофункциональные изменения - эндотелиальная дисфункция, которая характеризуется изменением синтеза вазодилататора -оксида азота. Это заставляет в свою очередь определиться и с ведущими тенденциями в ее терапии. Очевидно, что точками приложения являются восстановление равновесия вазотонических эффектов за счет ограничения действия одних эндотелиальных медиаторов и компенсации дефицита других. В большинстве крупных клинических исследований добиться целевого снижения АД удавалось лишь при применении комбинации двух препаратов и более. Целесообразно сочетание гипотензивных средств с различными механизмами действия, что позволяет применять каждое из них в меньших дозах. Одной из рациональных комбинаций является сочетание иАПФ с диуретиком.
Целью исследования стало определение особенностей коррекции эндотелиальной дисфункции при артериальной гипертонии у лиц пожилого возраста комбинированной терапией иАПФ и диуретиком.
Материалы и методы.
В настоящее исследование включены 66 пациентов с артериальной гипертонией II стадии, средний возраст 66,1±0,5 года. Группу сравнения составили 26 человек, средний возраст 66,7 ±0,8 года. До включения в исследование пациенты получали различную антигипертензивную терапию как в режиме монотерапии (n=17), так и в виде комбинированной терапии(n=49). После 2-недельного периода отмены гипотензивной терапии («период отмывания») назначены престариум А 5 мг и арифон-ретард 1,5 мг однократно утром между 8:00-10:00 (в одни и те же часы) до еды. Учет и регистрацию нежелательных побочных эффектов и явлений осуществляли во время каждого визита. Антигипертензивный эффект оценивался по результатам измерения АД (изменение от базового уровня после 2, 4, 6, 8 и 12 недель терапии), эндотелийвосстанавливающий после 12 недели наблюдения.
Распределение по степеням дисфункции проводили при помощи допплерографии плечевой артерии с помощью линейного датчика 7,5 МГц ультразвукового аппарата «LOGJQ7»(Япония). Измерения проводили линейным методом, предложенным D.S.Celermajer и соавт. При определении нормальной реактивности плечевой артерии исходили из того, что средняя опосредованная потоком дилатация составляет около 10%.
Продукты метаболизма оксида азота NO (нитриты) определяли спектрофотометрически с помощью реактива Грисса до и после манжеточной пробы Манжета накладывалась на плечо в средней трети. После стабилизации кровотока манжета накачивалась до 200 мм. рт. ст. Артериальная окклюзия поддерживается в течение 3 минут.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью стандартного пакета Excel-97. Для оценки межгрупповых различий независимых выборок использовали t-критерий Стьюдента. Достоверным считали уровень значимости р <0,05.
Результаты исследования и их обсуждение.
По данным проведенных исследований у больных с артериальной гипертонией эндотелиальная дисфункция различных степеней выраженности по результатам допплерографии выявлена у 44 человек (77,7%): 1 степени-16 человек (24,2%), 2 степени-20 человек ( 30,3%), 3 степени-4 человек( 6,1%) и 4 степени- 4 человек (6,1%). В группе сравнения у 16 человек также определена ЭД: 1 степени-4 человека (15,4%), 2 степени-10 человек (38,5%) и 4 степени- 2 человека (6,1%). Параллельно анализировалась концентрация оксида азота. Достоверной взаимосвязи между степенями дисфункции и уровнем оксида азота в группах выявлено не было.
Однако результаты манжеточной пробы до лечения позволили разбить основные группы на 2 подгруппы по характеру изменения концентрации вазодилятатора. В группе с АГ у 28 человек наблюдалось уменьшение уровня NO с 5,29±0,17 мкмоль/л до 4,56±0,17 мкмоль/л (p<0,005), у 38 человек увеличение с 4,34±0,18 мкмоль/л до 5,26±0,19 мкмоль/л (p<0,005). В группе сравнения у 8 человек уровень NO изменился с 4,88±0,08 мкмоль/л до 4,08±0,26 мкмоль/л, у 18 человек с 4,39±0,13 мкмоль/л до 5,18±0,12 мкмоль/л (p<0,005). В подгруппах наблюдались различные степени дисфункции по данным допплерографического исследования.
В ходе исследования из него не выбыл ни один больной. На фоне проведенного лечения у 51 пациента с АГ уровень NO увеличивался с 4,77±0,13 мкмоль/л до 5,85±0,15 мкмоль/л (p<0,001). У 15 пациентов уменьшение уровня NO после пробы стало менее выраженным с 5,31±0,14 мкмоль/л до 4,91±0,16 мкмоль/л. При этом изменения степени дисфункции не произошло, что можно связать с относительной непродолжительностью терапии.
Выводы.
Для пациентов пожилого возраста характерна эндотелиальная дисфункция различных степеней выраженности. Сочетание ее с АГ формирует неоднозначный вазодилатационный ответ на «стрессовые» нагрузки, проявляющийся в виде нарушения синтеза оксида азота. Учитывая значительный стаж заболевания у геронтологических больных и уже изначально проводимую гипотензивную терапиею, использование препаратов только одной группы представляется нецелесообразным. Ведущая роль в комплексном лечении эндотелиальной дисфункции в данном случае отводится иАПФ, так как эта группа позиционируется как эндотелийсохраняющая и восстанавливающая, эффект которой усиливается диуретиком. Одним из звеньев приложения является адаптация к адекватному синтезу вазотонического эффектора оксида азота сосудистым эндотелием.