ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема духовно-нравственного воспитания на настоящее время является одной из ключевых, так как в обществе сложилась отрицательная социальная ситуация развития. Характерными причинами такой ситуации стали: отсутствие положительных ориентиров для подрастающего поколения, ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и юношеством.

Человек духовной культуры - это носитель общечеловеческих духовно-нравственных ценностей: интеллигентность, одухотворённость, бережливость, святость. Духовно-нравственную культуру психолого-педагогическая наука рассматривает как интегративное качество личности, её устремлённость к саморазвитию, духовно- нравственному росту. Духовно-нравственная культура младшего школьника, проявляясь через иерархическую систему общечеловеческих и национальных ценностей, упорядоченную идеалом, становится «ядром» самосозидательной деятельности. Духовно-нравственное воспитание детей есть педагогический процесс освоения ими духовных и нравственных ценностей бытия, определения своего духовного идеала и стремление к нему, осознание высоких смыслов жизнедеятельности.

Критериями сформированности духовно-нравственной культуры младшего школьника выступают когнитивный, мотивационный, эмоциональный и деятельностный компоненты.

Факторами духовно-нравственного воспитания младших школьников выступают: потребность в общении, самопознании и самосовершенствовании; интерес к своему внутреннему миру и внутреннему миру других людей; атмосфера образовательно-воспитательного пространства; деятельность воспитателей; механизмы личностного развития: рефлексия, идентификация, эмпатия, опосредование.

Педагогическими условиями эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников являются: утверждение духовно-нравственных отношений в учебно-воспитательном пространстве; адекватность знаний, переживаний и поведения младшими школьниками духовно-нравственным идеалам; рефлексивно-перцептивный обмен духовно-нравственной информацией в ходе межличностного общения; обеспечение индивидуально-педагогической поддержки ребёнка с учётом его потребностей в духовно-нравственном развитии.

В результате исследования нами установлено, что сближение светского и духовного воспитания (их единство) в начальной школе, создание педагогически обоснованных условий обеспечивают полноценное духовно-нравственное развитие младших школьников

ЛИТЕРАТУРА:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. - М., 1991.

2. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969.

3. Павлов В.И. Духовно-нравственная культура будущего учителя. - Чебоксары.: изд-во Новое время, 2010.

4. Прокопьев, И.П. Предупреждение и преодоление отрицательных влияний микросреды на школьников в процессе их воспитания (теория и практика): дис. д-ра пед. наук / И.П. Прокопьев. - М., 1983.

5. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский // Избранные произведения: В 3-х т. - М., 1981. - Т. 3.
Просмотров работы: 5