РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К МУЗИЦИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К МУЗИЦИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Решение проблемы музыкально-творческого развития младших школьников потребовало от нас обратиться к анализу способности к коллективному музицированию.

Игра на детских музыкальных инструментах - один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Ее назначение на уроке - способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать его художественный опыт, развивать интерес к исполнительской деятельности, креативность. При этом важно эмоциональное отношение ребенка к музицированию, восприятие им звучания отдельных инструментов в их выразительном значении, усвоение определенных приемов игры.

Вовлечение детей в кружок музицирования (КруМуз) - игры на элементарных музыкальных инструментах связано с решением следующих задач: 1) стимулировать музыкально-исполнительскую деятельность детей, как на уроках, так и во внеклассной работе и в свободное время (на праздниках, в семье, в игре с друзьями); 2) способствовать формированию у школьников художественных потребностей и вкуса; 3) воспитывать интерес к игре в оркестре; различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания; 4) способствовать формированию представлений о сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности; 5) активизировать развитие музыкальных способностей младших школьников.

Младший школьный возраст в контекст музыкально- творческого развития более всего предрасположен к художественно-исполнительской деятельности. Этому способствует и социальная ситуация, в которой происходит художественно-творческое развитие личности и те психические новообразования, которые типичны для младшего: любознательность, потребность в гармонии звуков и красок, интерес к коллективной импровизации, стремление выразить своё видение окружающего мира средствами музыкального искусства.

Эффективность музыкально--творческого развития младших школьников достигается путём прочувствованного и многократно практически реализованного знания основных выразительных средств музыкального искусства в разнообразных формах внеучебной деятельности детей (игровая импровизация; ритмическое, интонационное, пластическое воплощение окружающего школьника мира (шелест листьев, щебет птиц, звон дождя, цокот копыт и т.п.); поиск всего лишь одного слова в стихотворении, прозе; выбор интонации для литературного или музыкального текста в целом или короткой фразы, а также картины для передачи эмоционального содержания;

 экспериментальный отбор из большого числа предложенных мыслей, рисунков, мелодий одной; образное видение и слышание произведений различных видов искусства и запечатление этого в слове, рисунке, звуке (музыкальное, литературное, живописное моделирование); сочинение элементарных песенок, попевок; ритмизация песен, стихов; мелодизация прозы, коротких фраз, пластическое воплощение в движении, танце звуковых красок, литературных сюжетов и др.

Анализ и обобщение материалов опытно-экспериментальной работы позволил нам обосновать совокупность педагогических условий эффективности художественно-творческого развития младших школьников: создание детского разновозрастного художественного коллектива, вовлечение детей в музыкально-исполнительскую деятельность, организация музыкальных гостиных с участием детского оркестра «КруМуз».

Анализ результатов эксперимента позволяет нам сделать вывод о том, что созданные нами педагогические условия обеспечивают эффективность художественно- творческого развитию младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М., 2003.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский - М., 1991.

3. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. - Глазов, 2003.

5. Тутолмин А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога. - Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т им. В.Г. Короленко, 2006.
Просмотров работы: 7