ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная устойчивость - интегративное образование, которое сочетает в себе совокупность качеств, проявляющихся как психологическое выражение состояний личности, обуславливает её направленность, активность, ответственность, обеспечивает творческую реализацию.

Наличие социальной устойчивости позволяет ребёнку успешно адаптироваться в современной социокультурной среде, реализовывая свои потребности, возможности, способности, вступая во взаимоотношения с другими людьми, сверстниками, социальными микрогруппами.. Целью настоящего исследования является воспитание социально устойчивой личности младшего школьника, способного перестраиваться в зависимости от изменяющихся требований современной жизни, сохраняя при этом свои личностные позиции нравственной ориентации. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов основной качественной характеристикой нарушений поведения является агрессивность. Поэтому для коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей, так как в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Критериями социальной устойчивости младших школьников являются: направленность , проявляющаяся в нравственной деятельности и поведении; готовность к сознательной актуализации требований нормативной нравственности; степень включённости в различные виды деятельности, результативность участия в ведущей деятельности; характер потребностно-мотивационной структуры, побуждающей к реализации общественно значимых и личностно ценных целей.

Основными факторами нарушений поведения в виде непокорности и непослушания выступают уровень притязаний, самооценка и статус, коммуникативные способности и конфликтоустойчивость. Определенные нами методы исследования позволили выявить педагогические и психологические особенности и причины, влияющие на нарушение детей, которые необходимо учитывать при разработке программы коррекции нарушений поведения детей. На занятиях и вне их обязательно были созданы условия для художественного освоения детьми окружающей действительности. К ним относятся пение, пластические движения под музыку, речевая художественная деятельность, совместные импровизации, игра со словом и звуком. В этих условиях с изменением среды и форм общения детей происходит разрушение неадекватных стереотипов поведения. Большое внимание уделялось формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать. Основным этапом стало проведение работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы в игровой деятельности. Её основой стал синтез методов группового психотренинга и музыкально-творческой деятельности. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности использовались: коммуникативные игры, беседы на различные темы, разыгрывание и решение «трудных ситуаций», ритмические и интонационные игры со словом, музицирование, импровизации, танцы, хороводы, психогимнастические упражнения, психологические этюды, ауторелаксация, чтение и обсуждение художественных произведений; обыгрывание эмоционального состояния  подвижные игры.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абульханова-Славская К.А. Психология личности в условиях социальных изменений - М.; Наука,1993.-215 с.

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. - М., 1991.

2. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969.

3. Прокопьев, И.П. Предупреждение и преодоление отрицательных влияний микросреды на школьников в процессе их воспитания (теория и практика): дис. д-ра пед. наук / И.П. Прокопьев. - М., 1983.

4. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М: Просвещение, 1976.

5. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. - Издат-во Казанского ун-та, 1992.

Просмотров работы: 4