Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коммуникацию можно определить как продуцирование и распространение информации. Информация - то, что вносит изменения в наше сознание или чувства и переживается нами психически либо в виде выработки и принятия решений, либо в виде тех или иных эмоций. Говоря об ограничениях коммуникации, ученые указывают на социально-психологические барьеры восприятия информации в виде уже имеющихся в сознании аудитории социальных установок, сформировавшихся мнений в результате предыдущего информационного воздействия, усвоенных привычек и т.д. Кроме того, выделяются два личностных фактора, влияющие на процесс восприятия сообщений: установки и стереотипы. Многие специалисты считают стереотип результатом процесса редукции: упрощения, схематизации содержания, ограничением времени и пространства, имеющихся в распоряжении коммуникатора для передачи сообщения. Таким образом, известны три этапа формирования стереотипа: выравнивание, усиление и ассимиляция. Вначале сложный дифференцированный объект сводится к нескольким готовым, хорошо известным формам (признакам), а затем выделенным характеристикам объекта придается особая значимость в сравнении с той, которую они имели, будучи составными элементами целого. Наконец, выбираются «выровненные» и «усиленные» черты объекта для построения образа, близкого значимого для данного индивида. Человек, привыкший к ситуации, реагирует автоматически. Стереотипы легко подкрепить, и они определяют наши ожидания. Мы можем избирательно направлять внимание на события, которые подтверждают наши стереотипы, и игнорировать, пусть неосознанно, события и ситуации, которые ставят эти стереотипы под сомнение. Негативные атрибуции могут подкреплять негативные стереотипы. Даже когда мы воспринимаем события, противоречащие стереотипу, то можем убеждать себя, что стереотип правилен. Подобные «выбраковки» порой происходят очень быстро, без особых сознательных усилий или мыслей с нашей стороны, и легко поддаются эмоции. Стереотипы в большинстве случаев носят нейтральный характер, однако при их переносе от конкретного человека на группу людей часто приобретают негативный оттенок. Стереотипы в коммуникации очень опасны, потому что они проще, чем реальность; ложны и живучи и во многих случаях вредят взаимопониманию.