ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мышление является высшим психическим процессом. В трудах ученых Р.С. Немова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Г.И. Минской, Н.Н. Поддьякова, Ж. Пиаже, Р. Архейма рассматривается проблема развития мышления.

Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Отличительная особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Актуальность исследования особенностей развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста определяется тем, что развитие мышления в настоящее время рассматривается как показатель общего уровня психического ребенка и показателем психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Целью исследования являлось изучение основных средств развития наглядно-образного мышления дошкольников.

Гипотеза нашего исследования - повышению уровня развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста будет содействовать применение специально разработанного комплекса игр, направленного на совершенствование операций наглядно-образного мышления. Для изучения состояния проблемы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 179 города Иваново. С целью выявления уровня сформированности наглядно-образного мышления использовались методики «Нелепицы», «Что здесь лишнее?», «Раздели на группы». Анализ результатов выполнения детьми диагностических заданий показал, что преобладающим уровнем развития наглядно-образного мышления у детей экспериментальной группы является средний уровень, был выявлен также низкий уровень развития.

Все это определило необходимость организации специальной работы по развитию наглядно-образного мышления. С этой целью была составлена система игр, направленных на развитие наглядно-образного мышления. Представленная система игр была составлена на основе игровых упражнений, разработанных различными авторами, такими как М. Шевченко, И. Климиной, И. Томашпольской, М. Сигимовой и других.

Для выявления эффективности представленного комплекса игр, направленных на развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста, был проведен контрольный эксперимент. Анализ результатов контрольного эксперимента позволил установить, что произошли некоторые изменения в уровне развития наглядно-образного мышления у детей экспериментальной группы: увеличилось количество детей с очень высоким уровнем развития наглядно-образного мышления, дети с  низким уровнем развития наглядно-образного мышления перешли на средний уровень развития, произошли изменения в составе детей, показавших высокий и средний уровни развития наглядно-образного мышления, что подтвердило правильность выдвинутой нами гипотезы.
Просмотров работы: 123