Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение в большинстве случаев сопровождается проблемой его адаптации к новым условиям, новым нормам и правилам жизни и далеко не все дети успешно с ней справляются. Понятие адаптации в широком смысле слова в педагогической науке рассматривается как процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды. В процессе адаптации выделяют три стадии: ориентировочно-приспособительную, сопровождаемую временным нарушением функций; стадию неустойчивого, неполного приспособления, характеризующуюся активным поиском устойчивого состояния, соответствующего новым условиям; относительно устойчивого приспособления. В литературе можно встретить следующие виды адаптации: биологическую, физиологическую, социальную; специфическую и неспецифическую и др. Возможности или пределы адаптации конкретного человека могут быть обусловлены его наследственностью, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности, которая приобретает особенно важное значение.
В специальной литературе проблема адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению обозначается как одна из ведущих проблем дошкольной педагогики. Адаптация ребенка к детскому саду рассматривается как процесс двусторонний. С одной стороны, это биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма. С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет ломка привычных форм жизни ребенка, происходит перестройка его отношений с людьми. Среди факторов, облегчающих процесс адаптации ребенка к условиям жизни дошкольного образовательного учреждения называют сформированность у ребенка навыков самообслуживания, приученность к режиму дня, приближенному по времени к режиму дня в дошкольном образовательном учреждении.
В ходе проведенного нами исследования по определению наиболее эффективных форм и методов работы педагогического коллектива с детьми раннего возраста и их родителями в адаптационный период, обеспечивающих более быструю и легкую адаптацию детей к требованиям и условиям новой среды, мы пришли к выводу, что для успешного протекания процесса адаптации необходима организация тесного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями, необходимо учитывать особенности психического развития в период раннего возраста. В решении проблем адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения необходим комплексный подход. Опытно-педагогическая работа показала, что процесс привыкания детей будет проходить сравнительно легче, если своевременно прогнозировать и диагностировать начальные формы дезадаптации, предупреждать их и проводить необходимую коррекцию.