Проблема наркомании давно перестала быть проблемой каких - то отдельных людей и обществ: теперь наркомания стала проблемой всего человечества. Складывается так, что наркомания молодеет, поэтому профилактику возникновения наркотической зависимости необходимо начинать в 11-12 лет, когда подростковый возраст только начинается.
В процессе работы с ребенком педагог-психолог или социальный педагог должен сформировать у ребенка однозначное отрицательное отношение к применению наркотических и психотропных веществ, не только самому, но и сформировать внутреннюю позицию по отношению к лицам, применяющим наркотики. Можно использовать различные формы проведения классных часов (беседа за круглым столом, час вопросов и ответов, викторина, дискуссия, устный журнал, чтение и обсуждение статьи или фильма, час встречи с врачом-наркологом, работниками УВД или прокурором), но практика показывает, что лучше всего провести обсуждение результатов предварительного анонимного анкетирования в классе.
Мы выделяем 3 направления работы социального педагога по профилактике наркомании среди подростков в общеобразовательной школе: со школьниками (тематические занятия по психологии общения с учащимися 5-11 классов, проведение «круглых столов» с учащимися 9-11 классов); с родителями (проведение общешкольных родительских собраний с 1 по 11 классы; семейное и индивидуальное консультирование); с педагогами школы (выступление с докладами на педагогических советах, семинарах; проведение социально-психологических тренингов; индивидуальное и групповое консультирование).
Мы разработали социально-педагогический проект «Жизнь без наркотиков». Цель - создание системы работы с подростками для формирования у них жизненных установок, позволяющих вести здоровый образ жизни и реализовывать свои способности. Содержание - проведение мониторинга динамики здоровья и психо-физического состояния подростков, подбор оптимальных форм и методов работы школы по формированию и пропаганде здорового образа жизни подростков, организация взаимодействия школы с окружающим социумом. Предполагаемый результат - ведение здорового образа жизни подростков на основе здоровьесберегающих технологий станет приоритетным направлением в деятельности школы; сокращение случаев девиантного поведения в подростковой среде).
Первичная профилактическая помощь должна опираться на школьную психологическую службу, на центры психолого-педагогической реабилитации, на сеть консультативных пунктов для детей и подростков.