Проведенный нами анализ сайтов агентств по набору нянь и гувернеров выявил потребность населения в услугах специалистов для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, на дому. Дети с особыми образовательными потребностями (с ограниченными возможностями здоровья): с интеллектуальной недостаточностью, недоразвитием речи, задержкой психического развития, с недостаточным развитием зрительного или слухового анализаторов, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др. Предлагаемая агентствами оплата труда этих специалистов в разы превышает оплату труда гувернеров для обычных детей. Я (Рукшина М.) - студентка, получаю одновременно две специальности - учителя-логопеда и олигофренопедагога. После окончания обучения планирую работать гувернером с детьми с ограниченными возможностями здоровья («специальным гувернером» - по аналогии со специальной педагогикой и др.).
Проведенный совместно с научным руководителем анализ учебных дисциплин государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по обеим специальностям показал, что я не буду готова к такому виду профессиональной деятельности. Этот факт побудил меня обратиться к более широкому кругу научных исследований в данной области.
Наиболее продуктивной нам (с научным руководителем) представляется обсуждение проблемы в свете парадигмы сопровождения (поддержки) семьи, так как ребенок является ее системообразующим элементом. В известных нам исследованиях анализируются факты психолого-педагогического сопровождения семей в условиях образовательных учреждений, учреждений соцзащиты, других служб и т.д. Обсуждается инновационный опыт реализация международного проекта «Создание и развитие служб семейной поддержки для детей с инвалидностью и их родителей», который реализуется французской международной гуманитарной организацией «Андикап Энтернасьональ» в рамках программы поддержки Евросоюза в Российской Федерации в гг. Н.Новгороде, Пскове и Владимире. Оказываемая практическая помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, осуществляется вне домашних условий ребенка.
Инновационные модели коррекционного домашнего образования и валеологическую гувернерскую систему разработала Л.В.Пасечник (Саранск, 1999). В данном исследовании фактически обсуждается система домашнего обучения детей-инвалидов. Исследований, посвященных возможностям и закономерностям сопровождения таких семей на дому, я не нашла.
Анализ исследований семей с особым ребенком, показал, что с его рождением меняется система внутрисемейных отношений. В связи с этим специальный гувернер должен обладать такими знаниями и умениями, которые бы помогли ему создавать условия для коррекции и развития внутрисемейных отношений: родительско-детских, детско-родительских, супружеских, взаимоотношений детей-инвалидов с братьями и сестрами; формировать имиджа семьи; управлять взаимодействием семьи с образовательными, медицинскими и другими учреждениями и социальными институтами; участвовать в экспертизе индивидуальных маршрутов в учебных программах образования, образовательной среды ребенка; ассистировать инклюзивное образование ребенка и др.
Таков путь формулирования темы нашего исследования.
Таким образом, предлагаемая нами тема проекта: Домашнее сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями (Специальное домашнее сопровождение), имеет не только практическую, но и теоретическую значимость.