ДОМАШНЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮШЕЙ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ДОМАШНЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮШЕЙ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проведенный нами анализ сайтов агентств  по набору нянь и  гувернеров выявил потребность населения в  услугах специалистов для работы с детьми, имеющими  особые образовательные потребности, на дому.  Дети с особыми образовательными потребностями (с ограниченными возможностями здоровья): с интеллектуальной недостаточностью, недоразвитием речи, задержкой психического развития, с недостаточным развитием зрительного или слухового анализаторов, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.   Предлагаемая агентствами оплата труда этих специалистов в разы превышает оплату труда гувернеров для обычных детей.  Я (Рукшина М.) - студентка, получаю одновременно две специальности - учителя-логопеда и олигофренопедагога.  После окончания обучения планирую работать гувернером с детьми с ограниченными возможностями здоровья («специальным гувернером» - по аналогии со специальной педагогикой и др.).

Проведенный совместно с научным руководителем анализ учебных дисциплин государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по обеим специальностям показал, что я  не буду готова  к такому виду профессиональной деятельности. Этот факт побудил меня обратиться к  более широкому кругу научных исследований в данной области. 

Наиболее продуктивной нам (с научным руководителем) представляется обсуждение проблемы в свете парадигмы сопровождения (поддержки) семьи, так как ребенок является ее системообразующим элементом. В известных нам исследованиях  анализируются факты психолого-педагогического сопровождения семей в условиях образовательных учреждений, учреждений соцзащиты,  других служб и т.д.  Обсуждается  инновационный опыт реализация международного проекта «Создание и развитие служб семейной поддержки для детей с инвалидностью  и их родителей», который реализуется французской международной гуманитарной организацией «Андикап Энтернасьональ» в рамках программы поддержки Евросоюза в Российской Федерации в гг. Н.Новгороде, Пскове и Владимире. Оказываемая практическая помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, осуществляется вне  домашних условий ребенка.

Инновационные модели коррекционного домашнего образования и валеологическую  гувернерскую систему разработала Л.В.Пасечник (Саранск, 1999).  В данном исследовании  фактически обсуждается система домашнего обучения детей-инвалидов. Исследований, посвященных возможностям и закономерностям сопровождения таких семей на дому, я не нашла.

Анализ исследований семей с особым ребенком, показал, что с его рождением меняется система внутрисемейных отношений.  В связи с этим специальный гувернер должен обладать такими знаниями и умениями, которые бы помогли ему создавать условия для коррекции и развития внутрисемейных отношений: родительско-детских, детско-родительских, супружеских, взаимоотношений детей-инвалидов с братьями и сестрами;  формировать имиджа семьи; управлять взаимодействием семьи с образовательными, медицинскими и другими учреждениями и социальными институтами;  участвовать в экспертизе индивидуальных маршрутов в учебных программах образования, образовательной среды ребенка;  ассистировать инклюзивное образование ребенка и др.

Таков путь формулирования  темы нашего исследования.

Таким образом, предлагаемая нами тема проекта:  Домашнее сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями (Специальное домашнее сопровождение), имеет не только практическую, но и теоретическую значимость.
Просмотров работы: 22