Наше исследование посвящено изучению игры у детей 4-5 лет. Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин), определяющей основные психические и личностные новообразования. Л.С. Выготский утверждал, что когда дети заняты игрой, они находятся на уровне, близком к оптимальному уровню своего развития.
Изучение игровой деятельности детей позволило выявить ряд проблем: дети стали меньше играть, обедняется содержание детских игр, игры не носят творческого характера, дети не могут самостоятельно организовать игру, не владеют адекватными способами разрешения игровых конфликтов. Были выявлены их причины: невнимание и игнорирование взрослыми (воспитателями и родителями) желания ребенка играть; недостаточное время для игр; ограниченность впечатлений детей об окружающем мире. Все указанные проблемы закономерно приводят к искажению психического развития детей, нарушениям их психического здоровья. В дипломной работе был исследован механизм развития игровой деятельности детей: это превращение в другого человека. Он характеризуется: знанием ребенком игровой роли, внутренним положительным настроем на ее выполнение, практической и условной ее реализацией. Уровень превращения оценивается игровой ролью. Было выявлено 3 уровня превращения. Для детей 4-5 лет наиболее характерным оказался 2 уровень освоения игровой роли. Он характеризуется тем, что его мотивом является разыгрывание сюжета по определенным правилам. Отмечается большое число детских конфликтов ( по поводу ролей, сюжета, использования предметов-заместителей). Ребенок не включается в игру эмоционально. Удовлетворенность игрой зависит от того, насколько удалось удовлетворить свои желания, даже вопреки желаниям других. Игры стереотипны. Ребенок сопротивляется изменениям в игре. Исследование путей решения проблемы развития детской игры, позволил нам сделать следующие выводы: для того, чтобы вернуть самодеятельную игру в дошкольное детство необходимо, чтобы в детском саду и в семье ребенок получил поддержку игры; обеспечить ему свободное пространство и время для игры; в распорядок дня ребенка нужно включить время для детских игр, создавать условия для развития игр в течение дня, обогащать детей впечатлениями, привлекать детей к изготовлению игровых атрибутов; обеспечить сюжетными игрушками и полифункциональными материалами. Нужна активная партнерская позиция взрослых: наблюдать детские игры, содействовать тому, чтобы дети играли дружно, предотвращать детские конфликты и помогать детям их разрешать, создавать возможности для самостоятельной непринужденной игры.
В играх детей как в лакмусовой бумажке проявляются все плюсы и минусы педагогических воздействий взрослых. Уже в раннем возрасте нужно учить детей играть, играть вместе с ребенком, иначе игра задерживается в развитии, возникают отклонения в поведении детей.
Утрата игры имеет негативные последствия: трудности освоения детьми социальных ролей, установления контактов с окружающими людьми. Необходимо, чтобы педагоги и родители осознали тот факт, что благодаря именно самодеятельной игре возникает познавательный мотив, от силы которого зависит успешность обучения в школе. Именно в сюжетно- ролевых играх формируется произвольность поведения, так необходимая в процессе школьного обучения. Формируется внутренняя позиция школьника, вызывающая у дошкольника стремление учиться.
Если мы хотим, чтобы наши дети были здоровы и счастливы, мы должны дать им возможность заниматься их любимой деятельностью - игрой.