В условиях глубинной и масштабной трансформации сельского социума России в начале XXI века российское село остается сложнейшим объектом познания и преобразований, малоизученной и мало осознанной на всех уровнях периферией российской жизни.
В планах Правительства Российской Федерации по социальному развитию села особо актуальной обозначена проблема образования, составляющая центральное звено социального обустройства российской глубинки.
На данный момент модернизация российской сельской школы становится важным условием реализации президентской концепции «Наша Новая школа», а также конституционного права граждан на получение качественного образования независимо от места жительства.
В настоящее время социокультурная ситуация в стране характеризуется целым рядом негативных процессов - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, отсутствие у молодых людей интересов и увлечений, неразвитость способностей, а также существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений дополнительного образования и культуры.
Данная ситуация характеризуется рядом негативных моментов, таких, как: настроения бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющиеся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании. Противоречивость ценностных ориентаций в современной социокультурной ситуации ведет к тому, что молодые люди утрачивают способность противостоять воздействию негативных тенденций, сформировавшихся в системе молодежного досуга.
Разработанный нами «Социально-педагогический проект организации досугово-краеведческой деятельности в сельском социуме», способствует формированию позитивных досуговых потребностей у детей в процессе краеведческой работы и воспитанию патриотизма, что в свою очередь является важным условием реализации президентской концепции «Наша Новая школа». Цель патриотического воспитания - формирование патриотичности как интегрированного качества личности, заключающего в себе любовь к своей стране, своей малой родине, стремление к миру.
Важную роль в патриотическом воспитании играет краеведение, т.е. организация работы по изучению природы, достопримечательностей, памятников архитектуры родного края, его исторического прошлого.
База проекта: село Дунилово, Шуйского района, Ивановской области.
В задачи проекта входит создания социально-педагогического центра на базе школы и краеведческого музея, что является одной из главных задач президентской концепции «Наша Новая школа», а также реализация краеведческих форм организации досуговой деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Проект включает в себя 3 этапа:
I . 2009-2010 - Выявление проблем села. Восстановление краеведческого музея в селе Дунилово, организация социально-педагогического центра.
II. 2010 - 2011 - Анализ досуговой деятельности учащихся, выявление их интересов. Организация различных кружков по интересам.
III. 2012- 2013 - Совершенствование системы досуговой деятельности. Вовлечение в неё взрослого населения села.
Вывод: Модернизация сельского социума возможна лишь при грамотной организации досуга, т.к. он оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека.
Грамотно организованный досуг помогает ребенку реализовать все лучшее, что в нем есть, т.к. он содержит в себе огромные резервы патриотического, нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания, а также колоссальный потенциал для формирования гармоничной, социально активной и творческой личности ребенка. Именно воспитание такой личности является важным условием реализации президентской концепции «Наша Новая школа».