Действующая программа обучения математике требует развития самостоятельности у детей в решении текстовых задач. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала учащимися.
Первый этап работы над задачей - это знакомство с нею. Уже в этом первичном знакомстве содержится анализ, который развивается в дальнейшем. Цель анализа при решении тестовой задачи - выделение «ведущего» отношения среди множества других, установление связей данных и искомого. На первый взгляд в этом нет ничего сложного. Но действительность убеждает нас в том, что нередко у учащихся формируется привычка выделения, выхватывания отдельного слова из контекста задачи как опорного, без осознания конкретного содержания, что и приводит к ошибочным решениям. Чтобы каждый ученик смог выделить все отношения при первичном анализе задачи, их нужно увидеть.
Наши наблюдения, анализ результатов проделанной работы, беседы с учителями, учащимися позволяют сделать вывод о том, что одна из основных причин, допускаемых детьми ошибок в решении текстовых задач, - неправильная организация первичного восприятия учащимися условия задачи и ее анализа. При этом, анализ проводится без должной опоры на жизненную ситуацию, отраженную в задаче, без ее графического моделирования.
Моделирование в широком смысле слова - это замена действий с реальными предметами действиями с их уменьшенными образцами, моделями, муляжами, макетами, а также с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т.п. В роли моделей выступают не конкретные предметы, о которых идет речь в задаче, а их обобщенные заменители /например, круги, квадраты, отрезки, точки и т.п./.
Поэтому одним из основных приемов в анализе задачи является моделирование, которое помогает ученику не только понять задачу, но и самому найти рациональный способ ее решения.
Как правило, в процессе анализа задачи учитель, а, следовательно, и ученики используют лишь различные виды краткой записи задачи или готовые схемы. Создание модели на глазах у детей или самими учащимися в процессе решения задачи применяются крайне редко. Проведенные нами совместно с коллективом учителей области исследования убеждают, что возможно научить детей создавать модели к задачам, чтобы обеспечить осознанный и доказательный выбор арифметического действия каждым учеником.
Модель создает предпосылки активной мыслительной деятельности в поисках разных способов решения одной и той же задачи. Учитель должен помнить, что одного составления моделей к задачам недостаточно. Следует предлагать ученикам и обратные задания на составление текста задачи по модели, а также преобразование модели при изменении условия, вопроса задачи. По одной и той же модели через её преобразование можно рассматривать одновременно прямые и обратные задачи, что позволяет более глубоко и осознанно выявить связи между данными и искомым, а следовательно правильно выбрать арифметические действия для её решения.