ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладываются базовые знания, умения и навыки (или компетенции), формируются необходимые умственные и практические операции и действия, которые пополняются и развиваются в дальнейшем. Отсутствие данного фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к усугублению учебных трудностей в средних классов, они становятся источником различных подростковых девиаций. Подобного положения можно избежать, если оказать ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, для чего необходимо установить возможные причины трудностей в учебной деятельности как ведущей в этот возрастной период, чтобы вовремя их предупредить  или устранить, а также  корригировать последствия.

Цель  исследования  -  определение психологических причин  неуспеваемости у учащихся младшего школьного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что целенаправленно проблемой неуспеваемости в России стали заниматься с середины 50-х гг. XX в., и она рассматривалась с разных позиций. Педагоги (А.М.Гельмонт, М.А.Данилов, В.С.Цетлин и др.) исследовали дидактический смысл неуспеваемости. Психологи (В.И.Самохвалова, Н.И.Мурачковский и др.) предложили типологии неуспевающих учащихся по разным основаниям, выявили и обосновали такую психологическую характеристику человека, как «обучаемость» (Б.Г.Ананьев, Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова и др.), показали, что между  успеваемостью и обучаемостью не всегда имеется прямая зависимость (Т.В.Егорова). Н.В.Нижегородцева исследовала проблему учебной деятельности для определения прогностических критериев успешности систематического обучения. Медики неуспеваемость ребенка объясняют наличием длительных соматических заболеваний (В.Н.Винокуров и др.).

Наше эмпирическое исследование, направленное на выявление психологических причин неуспеваемости младших школьников, проводилось на базе православной школы г. Шуи  Ивановской области. Общая выборка составила  23 учащихся начальных классов.

Методы и методики исследования: теоретический анализ литературы, беседа с учителем, наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности, анализ письменных работ, анализ журнала успеваемости, психодиагностические методики (корректурные пробы, «10 слов», «Узнавание фигур», «Оценка и воспроизведение ритмов», методика  определения уровня умственного развития  детей младшего школьного возраста Э.Ф.Замбицявичене, тест школьной тревожности (Ф.Филипс), методика оценки школьной мотивации Н.Г.Лускановой, методика самооценки Т.В.Дембо - С.Я.Рубинштейн).

В результате мы выявили следующие психологические причины неуспеваемости:

1.Недостатки в интеллектуальном развитии: низкий уровень развития произвольного внимания, фонематического слуха, конкретность мышления, недостаточность операций абстрагирования и обобщения, несформированность вербального анализа. 2.Низкая школьная мотивация. 3.Неадекватная самооценка. 4.Высокий уровень тревожности. Наиболее стрессогенными для неуспевающих младших школьников являются ситуации проверки знаний,  предъявления себя другим, при демонстрации своих возможностей, у них низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, они испытывают тревогу по поводу оценок окружающих, заранее ожидают негативные оценки. 5.Ограниченный жизненный и предметный кругозор, поверхностные представления об окружающем. 
Просмотров работы: 36