РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В структуре речевого дефекта общего недоразвития речи центральное место занимает нарушение лексической ее стороны.  Число детей, имеющих несформированность и недоразвитие лексического строя речи, постоянно увеличивается. Современные ученые в своих исследованиях выделяют достаточно высокий процент (40- 50%) детей имеющих общие недоразвитие речи [Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.], поэтому вопросы формирования лексического строя речи в логопедической работе, как в дошкольных образовательных, так и в школьных образовательных учреждениях, являются теоретически и практически значимыми.

Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса, речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений, обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Проблемой формирования лексической стороны речи у детей с ОНР занимались Антипова Ж.В., Еремина В.Н., Жукова Н.С., Курошина Е.Е., Лобачева Е.К., Мастюкова Е.М., Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Фуреева Е.П., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., и др.[14;19;20;52;53;57].

Игра, как основная форма деятельности ребенка дошкольного возраста, « не предъявляет ему требований, которые он не мог  бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связана с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость - залог здоровья»[ Букатов В.М.]. Игра учит жить ребенка и трудиться в группе сверстников, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.

Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий: наличие впечатлений  от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место и др.

Исходя из данных предварительного обследования, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, характера и степени дефекта речи были определены основные  направления коррекционной работы по развитию  лексической стороны его речи, разработанные на основе использования коррекционной игры:

-формирование понятийно-обобщающей функции слова;

-подбор синонимов;

-подбор антонимов;

-подбор названий действий;

При составлении плана коррекционной работы были использованы следующие принципы логопедического воздействия:

-этиопатогенетический (учета этиологии и меха­низмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития;

-онтогенетический, учета лич­ностных особенностей, деятельностного подхода, формирования речевых навыков в усло­виях естественного речевого общения и дидактической игры.

В результате организации и проведения комплекса коррекционных мероприятий по развитию лексической стороны речи детей с ОНР 3 уровня были получены положительные результаты.
Просмотров работы: 318