ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Проблеме развития образной памяти детей старшего дошкольного возраста занимались такие отечественные исследователи, как А.А. Смирнов, З.М. Истомина, П.И. Зинченко, А.В. Запорожец, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.А. Лебедева.

Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека.  В этом возрасте происходит развитие механизмов памяти, возникают предпосылки к совершенствованию непроизвольной памяти, расширению ее объема, совершенствованию образной памяти.

Значение работы по развитию образной памяти детей старшего дошкольного возраста является особенно актуальной в связи с тем, что образная память является ведущим видом памяти в дошкольном возрасте.   Проблемой нашего исследования являлось выявление средств развития образной памяти дошкольника.

В связи с этим нами была поставлена следующая цель исследования - изучить особенности развития образной памяти в старшем дошкольном возрасте.

В работе проверялась гипотеза  исследования, а именно: повышению уровня сформированности образной памяти детей дошкольного возраста будет способствовать использование  системы дидактических игр, направленных на развитие слуховой и зрительной . Для проверки гипотезы дипломной работы была проведена опытно-экспериментальная работа по изучению уровня развития образной памяти детей дошкольного возраста.

Для участия в экспериментальной работе сформирована группа в количестве десяти человек из детей, посещающих Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 143 города Иваново. Экспериментальная работа продолжалась в период с апреля по ноябрь 2010 года.

Для изучения уровня сформированности образной памяти использовались методики Р.С. Немова, позволяющие оценить уровень развития зрительной и слуховой памяти. Анализ результатов выполнения детьми заданий по данным методикам позволил прийти к выводу о необходимости организации специальной целенаправленной системы работы по развитию образной памяти у детей дошкольного возраста.

Цель работы на формирующем этапе - при помощи специальных дидактических игр и развивающих упражнений стимулировать развитие образной памяти. В процессе реализации системы упражнений по развитию образной памяти решались задачи по развитию видов образной памяти (зрительной и слуховой), развитию познавательных процессов, которые связаны с развитием образной памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, развитие образной памяти на основе использования графических моделей.

Основу системы упражнений по развитию образной памяти положены дидактические игры и игровые упражнения, разработанные Черемошкиной Л.В., Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., Г.А. Широковой, Е.Г. Жадько, С.А. Лебедевой.

Для выявления эффективности представленной и апробированной системы формирующей работы по развитию образной памяти был проведен контрольный этап эксперимента, который установил, что в развитии уровня образной зрительной и слуховой памяти по сравнению в результатами констатирующего этапа эксперимента произошли качественные положительные изменения, что подтверждает верность выдвинутой нами гипотезы.
Просмотров работы: 34