Цель нашей работы: на основе эмпирического исследования выявить влияние детско-родительских отношений на формирование образа (представления) семьи у детей.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - представления детей 7- 10 лет о семье.
Эта проблема особенно актуальна, так как на данный момент у многих современных детей складывается достаточно специфический (не соответствующий нравственному идеалу), искаженный образ семьи. В дальнейшем на основе этих детских представлений могут появиться установки при построении собственной семьи в будущем. В соответствии с теорией ТА Э.Берна, этот механизм может быть прерван в сознательном возрасте. Однако в массовом порядке мы видим закономерное воспроизводство жизненных сценариев родителей с поправкой на современные тенденции в развитии семьи. Как свидетельствуют научные данные и мировая статистика (С.И.Голод, М.С.Мацковский, А.Г.Харчев, Г.Т.Хоментаускас, Э.К.Васильева, Р.В.Овчарова и др.), в современной семье изменяются социальные функции, домашние роли ее членов, появляются принципиально новые тенденции в семейных отношениях. Дефицит деловых и эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи (и др.факторов), а также возрастных (и индивидуальных) особенностей понимания детьми семейной ситуации взаимодействия порождают достаточно интересные представления ребенка о семье.
В проведенном нами исследовании были рассмотрены следующие факторы формирования у детей представлений о семье (образа будущего семьянина): состав семьи, стиль воспитания (родительско-детские отношения), наличие братьев и сестёр, наличие идентификации с родителями, детско-родительские отношения, включённость ребёнка в совместную семейную деятельность, наличие у него домашних обязанностей и др.
С целью выявления значимости факторов в своей работе мы использовали методики: три индивидуальные авторские беседы с ребёнком, проективные тесты «Три дерева» и «Рисунок семьи», методика идентификации детей с родителями, «Сказки Дюсса» и др.
Оказалось, перечисленные факторы влияют на представления ребенка о семье. Каждый из этих факторов вносит свой вклад в детский образ семьи. Дальнейший анализ факторов показал, что наибольшим весом среди них обладает фактор понимания ребенком внутрисемейной ситуации, неотделимый (в представлении ребенка) от отношения к нему родителей.
Причем, только в случае ощущения любви к нему со стороны близких взрослых, у ребенка выявляются положительные (соответствующие нравственному идеалу), достаточно осознанные (формулированные) представления о семье. В противном случае образ семьи расплывчат, мало осознан, противоречив, выявляется исключительно в проективных тестах (ребенок отказывается от бесед о семье). При неблагоприятной семейной ситуации ребенок может даже отказаться участвовать не только в обследовании, но и в формирующем эксперименте. Возможности школы в формировании у детей полноценных, положительно окрашенных, соответствующие общественному идеалу представлений о семье, при неблагоприятной семейной ситуации, снижены.
Выводы: детский образ семьи - образ будущего семьянина. На представления детей о семье влияют детско-родительские отношения (в которых отражаются родительско-детские отношения). Перед школой и образованием должна стоять задача коррекции родительско-детских отношений. В противном случае обществу гарантировано воспроизводство семейного неблагополучия.