Проблемы развития экологического аудита в России и Республики Саха (Якутии) и перспективы проведения в особо охраняемых природных территориях (ООПТ) - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Проблемы развития экологического аудита в России и Республики Саха (Якутии) и перспективы проведения в особо охраняемых природных территориях (ООПТ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реализация принципов устойчивого развития в качестве приоритетной задачи предполагает обеспечение конституционных прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду, а также обеспечение населения необходимой экологической информацией.

Одним из новых инструментов в области охраны окружающей среды является экологический аудит. Он представляет собой вневедомственную, независимую проверку и оценку документированной информации об объекте исследования и выявление соответствия определенным критериям. В качестве критериев рассматриваются отдельные нормы экологического права.

В России правовая и нормативная база экологического аудита только начинает формироваться и   способно сыграть исключительную роль в разрешении экологических проблем, особенно в условиях выхода страны из социально-экономического кризиса. Так, благодаря этому виду деятельности в относительно  короткие сроки можно добиться следующих результатов:

-  повысить эффективность использования сырьевых и энергетических ресурсов, уменьшая тем самым отрицательное воздействие действующего производства на окружающую среду там, где это сегодня возможно, главным образом за счёт уже имеющихся методов и средств, а также за счёт методов и средств, не требующих значительных дополнительных затрат;

-  обосновать необходимость и возможность концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных и результативных в настоящее время направлениях экологической деятельности, в том числе связанных с приватизацией и инвестициями в экономику страны;

-   уменьшить экономические риски и предотвратить развитие чрезвычайных ситуаций.

Особенно это актуально  в особо охраняемых территориях,  уникальных природных экосистемах   территорий  ресурсосберегающего и рекреационного назначения в зоне техногенного воздействия  к  которым относится и территория Якутии. Опыт проведения экоаудита в ООПТ  в России уже имеется.

       В процессе проведения экологического аудита этих территорий  достигается:       

- разработка принципиальных  схем  процедуры экологического аудита экосистем ООПТ;

- систематизация материалов характеризующих экологическое состояние экосистем ООПТ и прилегающих промышленных узлов;

- разграничение зоны повреждений лесных массивов в пределах территории ПТ;

- исследование степени информативности почвенных и биологических показателей в отношении состояния лесных экосистем;

- анализирование факторов, затрудняющих использование показателей состояния природной среды при проведении экологического аудита.

В результате будет разработана новая методология экологического аудита ООПТ и создана принципиальная схема процедуры экологического аудита особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Якутии.     

За рубежом и в России имеется масса примеров подобных мониторингов особо охраняемых природных территорий. Для развития  экологического аудита ООПТ в Республике Саха Якутия, необходимо начать с «ресурсных резерватов» (их более 100) ,заповедников и природных парков. Используя  опыт проведения экологического аудита в особо охраняемых природных территориях (ООПТ) в России, есть возможность применения подобного опыта в  Якутии, что поможет решить многие вопросы, связанные с нормативно правовыми и экологическими проблемами.   Принятие  "Схемы комплексного развития призводительных  сил, транспорта и энергетики Республики  Саха (Якутия) до 2020 г." предполагает  интенсивное  освоение  природных  ресурсов и в связи с этим было бы резонно  проведение экоаудита во всех ООПТ республики.

Просмотров работы: 2