Мониторинг экологической культуры населения и уровня знания об экологическом туризме. Роль экопросвещения в туризме. - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Мониторинг экологической культуры населения и уровня знания об экологическом туризме. Роль экопросвещения в туризме.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Место прохождения практики: природный парк «Ленские Столбы», стоянка «Ленские столбы»

Цель практики:

1. Определить уровень развития экотуризма в ПП «Ленские Столбы»

2. Провести анкетирование туристов с целью выявления уровня их экологической культуры, знаний в области экологии и предпочтений в сфере туризма

3. Проанализировать данные анкетирования, составить общий профиль туриста

С 1996 года парк занимается развитием экотуризма. Разработаны маршруты и экологические тропы. Ежегодно парк принимает от 8 до 11 тыс. туристов.

Основной целью деятельности парка помимо охранных функций и сохранения уникальных природных объектов является эколого-просветительская работа. Парком проводятся различные мероприятия, способствующие изменению отношений к природе. Парк в целях повышения экологического сознания населения проводит различные беседы, конкурсы, экологические рейды, экспедиции.

Специфика эколого-просветительной работы с отдельными груп­пами определяется, с одной стороны, целями, которые ставят перед собой «экопросветители», а с другой - интересами участников группы. Это влияет на сочетание содержания программы и методов, исполь­зуемых при ее реализации. Решение этой задачи возможно путем периодического анкетирования различных категорий населения. Сейчас все большую роль в экологических и биологических исследованиях играет общественный мониторинг.

Во время практики я работала гидом. В среднем в неделю проводила 3-6 экскурсий. Помимо экопросвещения туристов во время похода я провела анкетирование. Всего опрошенных 241 чел. Анкета состоит из четырех блоков, каждый из которых несет свои цели и задачи.

Первый блок. Несет общую информацию о посетителе парка.

Цель: определить, туристы из какого региона России и каких стран, преобладают среди посетителей «Ленских Столбов». Также обозначить, какая возрастная группа преобладает, и в какой сфере деятельности работают большинство опрошенных.

Вывод: В основном туристы, посещающие парк проживают в г. Якутск (49%) и улусах республики (22%). 16% опрошенных приехали из других городов России, 5% - туристы из других стран. Возможно, как одна из причин может быть та, что в центральной России недостаточно много знают о нашей республике, и тем более о Ленских Столбах. Соответственно необходимо развивать рекламно-информационный блок. Конечно, наиболее доступный способ проинформировать потенциального туриста в сети интернет. А также возможно сотрудничество с турфирмами из других регионов страны.

  Кроме того, такой результат можно объяснить тем, что проезд даже только до г.Якутск уже достаточно дорогой и не все могут себе позволить такую поездку.

Большая часть респондентов - женщины (55%). Преобладающая возрастная группа 36-60 лет (31%). Это можно объяснить тем, что  большинство опрашиваемых работают в сфере услуг и образования (по 23%). Как известно, такого рода деятельностью занимается в основном женское население. Тот факт, что большинство опрашиваемых работают в сфере образования объясняется тем, что за время практики несколько рейсов были специализированы для школьников и учителей.

Второй блок. Знания в области экологии.

Цель:  определить уровень экологической культуры туристов, их базу знаний в области экологии. Понять взгляд людей на проблемы экологии и их заинтересованность в решении этих вопросов. А также желание населения принять личное участие в природоохранных мероприятиях.

Вывод: Почти у всех респондентов имеется свое видение экологии. В основном люди считают, что экология - это охрана окружающей среды (24%). Всего лишь 13% знают, что экология - это прежде всего наука. Хотя 5% из них дали вполне точное определение экологии («Экология - это наука о взаимосвязи природы и живых организмов»). Очень многие позиционируют экологию как нашу окружающую среду, делят на хорошую и плохую, рассматривают как то, что им насильно навязывают. Но мало кто при этом может взглянуть на нее не только как на науку, но и что-то непосредственное. Большинство людей даже не понимает сущности проблем, считая какой должна быть экология под натиском СМИ, не желая в это время осознать как могло бы быть, как мог бы измениться наш мир, если бы каждый из них приложил к этому усилия и свое личное понимание. Многие рассматривают экологические проблемы только в глобальном плане. Поэтому одной из приоритетных задач природного парка должно стать экологическое просвещение и убеждение туристов в необходимости каждого из нас. 

В законодательной сфере многие (56%) остаются несведущими. Лишь 10% знают ФЗ «Об ООС», по одному человеку знают различные кодексы (лесной, водный, земельный). Эти законы знают те люди, которые тем или иным образом сталкивались с ними по работе. Основная же масса туристов считает, что законы экологии это не мусорить, вести здоровый образ жизни и др. Зато на вопрос «Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы?» 84% ответили утвердительно, объясняя это тем, что природа - это жизнь; что сохранить природу необходимо для будущих поколений. Такое отношение к природе может послужить фундаментов для перевоспитания нашего населения, может помочь научить его экологически мыслить. Это подтверждается и тем, что на вопрос «Интересуетесь ли Вы экологическими проблемами?» 61% ответили положительно. Большинство из них начинают с малого - не мусорят. Хотя всего 2% отметили, что принимают участие в субботниках. Странно при этом то, что на один из вопросов 34% респондентов ответили, что природа не имеет для них никакой ценности. Наряду с этим 12% считают, что ценность природы заключается в нашем здоровье.

 Среди основных проблем в области экологии более половины опрошенных (56%) признают низкий уровень экологической культуры населения. На предложение провести свое мероприятие экологической тематики почти половина опрошенных (48%) затруднилась ответить. 12% предложили провести субботник. Большая часть туристов (78%) проявляют интерес к экологической информации, которую черпают из СМИ и интернета.

Третий блок. Знания и предпочтения в сфере экологического туризма.

Цель: Определить знания и предпочтения населения в области экологического туризма. Выявить элементы аттрактивности тура для туристов с целью выявления «рычагов воздействия» на сознание посетителя парка и формирования у него экологической культуры.

Вывод: 47% респондентов ответили, что часто путешествуют. Это указывает на то, что почти половина респондентов любознательные и интересующиеся натуры. Это может поспособствовать более быстрому формированию у них экологической культуры. Можно рассчитывать на их активное участие в этом процессе. Однако, при этом, 49% никогда не были в экологическом туре. Это можно расценить как то, что люди мало знают о том, что такое экологический тур и вообще в целом об экологическом туризме. Так как многие туристы, не раз бывавшие на Ленских Столбах, также на этот вопрос отвечали отрицательно. Возможно, что турфирмам, реализующим путевки в ПП «Ленские Столбы» необходимо делать акцент на то, что клиент покупает путевку именно в экологический тур. Операторам фирм необходимо дать информацию туристу, в чем состоит отличие экотура от остальных.   51% туристов предпочитают спокойный отдых в окружении природы. Большинство опрошенных считают, что экотур должен включать экскурсии по экотропе (42%) и наблюдение за животными в естественной среде обитания (37%). 34% хотят активных занятий (сплавы, велопрогулки, катание на лошадях и т.д.).

35% опрошенных согласились бы помочь парку по благоустройству. Хотя,  на практике туристам были розданы пакетики для сбора мусора (своего и постороннего) на время экскурсии. Также было указано, что необходимо в последующем выбросить их в предназначенное для этого место, либо отдать гидам. Однако три дня такой практики показали, что люди безответственно относятся даже к таким казалось бы простым просьбам, т.к. ни одного пакета с отходами за это время не было выброшено в точку сбора мусора.  И помимо того количества мусора, которое обычно остается по маршруту и на смотровой площадке после одной экскурсии на тропе и рядом с ней стали появляться эти самые пакетики для мусора... Но все же можно быть уверенным в том, что достаточный процент посетителей добровольно и с удовольствием примут участие в мероприятиях по благоустройству (хотя бы уборка территории). Руководству парка можно разработать план мероприятий по благоустройству, в которых бы могли принимать участие туристы. Это благоприятно скажется на стоянке «Ленские Столбы», поспособствует ее развитию, а также, что немало важно, сократит финансовые расходы руководства.

Предложений для развития экологического туризма 62% опрошенных внести не смогли. 7% ответили, что необходимо больше рекламировать природный парк. Что еще раз подтверждает недостаток информации о природном парке среди широких масс населения.

Четвертый блок. Тур на Ленские Столбы.

Цель: Узнать мнение туристов об организации экскурсий, достаточности информации предлагаемой им. Обозначить недостатки и достоинства парка в глазах посетителей. Определить эффективность экопросвещения во время данного тура на сегодняшний день.

Вывод: Что касается мнения туристов относительно конкретного тура на Ленские Столбы, то 22% узнали об этом туре от своих друзей и родственников (это больший процент в этом вопросе). На втором месте (19%) был ответ СМИ. Но, необходимо заметить, что так отвечали респонденты из Якутии. Из проживающих в центральной России о Ленских Столбах из СМИ узнали только 2 человека, остальные от знакомых, либо по приезду в Якутск. Также большинство туристов (36%) прибыли на стоянку впервые. И 30% опрошенных оказались поклонниками Ленских Столбов, т.к. приезжают сюда 3-5 и более раз. На вопрос об организации экскурсий 32% не ответили. 26% нравятся экскурсии. 20% считают их организацию отличной. Однако, присутствует и такое мнение, что организация экскурсий очень плохая (1%). Так отвечают на вопрос те туристы, которые не слышали рассказа экскурсовода. Это еще раз подтверждает нехватку гидов в парке, что отмечают и сами посетители. Но все же 51% туристов остаются вполне довольны количеством предоставляемой информации. Чтобы удовлетворить потребности остальных 49%, необходимо дополнить портфель гида более углубленной информацией  принять на работу больше работников. Также поставить наглядные стенды (с применением иллюстраций) в течение всего маршрута - от начальной точки до конечной.

  Предложений по внесению изменений в организацию работы парка у 30% не возникает. Но при этом только 7% туристов все устраивает. Также многие предлагают установить фуникулер (6%). Что еще раз может указать на то, что туристы не совсем осознают, что такое экологический тур и не достаточно изъявляют желание почувствовать природу ближе. После посещения парка 44% респондентов признали, что повысили свою экологическую культуру. Но огорчает, что все же 18% ответили «Нет». Это означает, что необходимо вести более продуманную и глубокую разъяснительную работу с туристами. Возможно устраивать тематические конкурсы, просить помощи в благоустройстве, проводить индивидуальные беседы и т.д.
Просмотров работы: 9