Древесные и кустарниковые растения в урбоэкоценозах ( на примере г.Екатеринбурга) - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Древесные и кустарниковые растения в урбоэкоценозах ( на примере г.Екатеринбурга)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день город Екатеринбург является промышленным центром и выбросы вредных веществ в нем очень высоки за счет работы предприятий черной и цветной металлургии, топливной энергетики. До 60% выбросов приходится на долю автотранспорта, поэтому особенно актуальной становится работа по оптимизации городской среды с помощью растений.

Целью данной работы является изучение древесных и кустарниковых растений в городских фитоценозах и на этой основе разработка программы элективного курса для учащихся 6 классов.

Исходя из цели, были выявлены следующие задачи исследования:

1. Определить, какой смысл вкладывается в понятие «урбоэкоценоз» и в синонимы этого понятия.

2. Ознакомиться с различными литературными и научными

источниками по данной теме.

3. Проанализировать видовой состав растительных сообществ на

Среднем Урале.

4. Рассмотреть влияние факторов городской среды на фитоценозы.

5. Изучить композиции древесно-кустарниковых растений.

6. Разработка программы и содержания элективного курса, на тему:

«Озеленение пришкольного участка»

Актуальность: в научной печати возрастает количество информации о составе, образе жизни и различных особенностях растений в городе; проводятся международные симпозиумы, выходят солидные монографии и сводки научной литературы, посвященные городским фитоценозам. Стали ясны и разнообразные возможности использования материалов об урбоэкоценозах в педагогической и просветительской работе.

Объект исследования - городские растительные сообщества. Предметом исследования является изучение особенностей городских фитоценозов и использование материалов в образовательном процессе.

В ходе написания данной работы нами были применены следующие методы: анализ, обобщение, дедукция, фенологические наблюдения, описательный метод.

Источники информации, применяемые в нашем исследовании следующие: методические пособия, словари, справочники-определители, электронные интернет-ресурсы, научно-популярная литература, в том числе журналы и газеты.

До недавнего времени мир городских растений не очень-то «замечали» даже специалисты - ботаники и географы. Вот что писал Ф. Мильков: «Собираясь в экспедицию, геоботаник или зоолог, а за ними и географ еще недавно провозглашали: «Подальше от городов и сел, ближе к девственной природе!» - не замечая, что и город - это тоже природа, только преобразованная, изучение которой не менее, а пожалуй, еще более важно вследствие ее постоянной близости к человеку и практической значимости».

В последние десятилетия среди специалистов наблюдается настоящий взрыв интереса к растительному миру городов (особенно за рубежом). Многие ботаники «вышли на улицы» и избрали изучение городских растений своей специальностью.

Городские растения в урбоэкоценозах не только испытывают влияние своеобразных абиотических условий, но и оказываются вырванными из естественной системы биотических связей с другими живыми организмами.

При формировании городской дендрофлоры необходимо учитывать тот факт, что растения являются живым материалом и их декоративные качества зависят как от свойств самого растения, так и от условий среды, в которых происходит его развитие. Кроме того, декоративные качества растений динамичны, и в большей или меньшей степени связаны с развитием растения - возрастным и сезонным.

Исходя из анализа материала, представленного в работе, можно сделать следующие выводы:

  • Древесные растения в городских фитоценозах имеют менее развитые фотосинтезирующие структуры по сравнению с растениями, обитающими в естественных фитоценозах.
  • Видовой состав и состояние древесных и кустарниковых растений даже в пределах города сильно различается.
  • Следует использовать декоративные качества растений в неразрывной связи как с биологическими особенностями, так и с условиями внешней среды.

Основную часть дендрофлоры Урала составляют экзоты, привезенные из других географических районов.

В работе проанализирован видовой состав растительных сообществ на Урале и представлен список растений, используемых при озеленении территории. Рассмотрено влияние факторов городской среды на фитоценозы, изучены сезонные явления и композиции древесно-кустарниковых растений г. Екатеринбурга. Около большинства городских школ имеются небольшие земельные участки. Далеко не всегда они хорошо озеленены. Чаще всего вокруг школ высажены тополя и другие древесные растения, не представляющие интереса ни для оптимизации среды, ни для учебного процесса. Авторская программа элективного курса, входящая в работу, помогает учителю познакомить учащихся с ассортиментом древесных растений города. Она также демонстрирует, как можно использовать пришкольную территорию для организации экологической тропы в целях формирования экологической культуры учащихся.

Теоретическая часть работы может быть использована в элективном курсе, при проведении экскурсий по городу, при работе со студентами и учителями (районные методические объединения учителей биологии и экологии). Материал также будет интересен жителям города Екатеринбурга, интересующимся древесными растениями.

Инновация: в работе были обобщены материалы, характеризующие древесную флору урбоэкоценозов и конкретно описаны виды интродуценты из такого крупного промышленного центра как город Екатеринбург. На основе теоретических материалов автором была разработана программа элективного курса.
Просмотров работы: 8