На сегодняшний день город Екатеринбург является промышленным центром и выбросы вредных веществ в нем очень высоки за счет работы предприятий черной и цветной металлургии, топливной энергетики. До 60% выбросов приходится на долю автотранспорта, поэтому особенно актуальной становится работа по оптимизации городской среды с помощью растений.
Целью данной работы является изучение древесных и кустарниковых растений в городских фитоценозах и на этой основе разработка программы элективного курса для учащихся 6 классов.
Исходя из цели, были выявлены следующие задачи исследования:
1. Определить, какой смысл вкладывается в понятие «урбоэкоценоз» и в синонимы этого понятия.
2. Ознакомиться с различными литературными и научными
источниками по данной теме.
3. Проанализировать видовой состав растительных сообществ на
Среднем Урале.
4. Рассмотреть влияние факторов городской среды на фитоценозы.
5. Изучить композиции древесно-кустарниковых растений.
6. Разработка программы и содержания элективного курса, на тему:
«Озеленение пришкольного участка»
Актуальность: в научной печати возрастает количество информации о составе, образе жизни и различных особенностях растений в городе; проводятся международные симпозиумы, выходят солидные монографии и сводки научной литературы, посвященные городским фитоценозам. Стали ясны и разнообразные возможности использования материалов об урбоэкоценозах в педагогической и просветительской работе.
Объект исследования - городские растительные сообщества. Предметом исследования является изучение особенностей городских фитоценозов и использование материалов в образовательном процессе.
В ходе написания данной работы нами были применены следующие методы: анализ, обобщение, дедукция, фенологические наблюдения, описательный метод.
Источники информации, применяемые в нашем исследовании следующие: методические пособия, словари, справочники-определители, электронные интернет-ресурсы, научно-популярная литература, в том числе журналы и газеты.
До недавнего времени мир городских растений не очень-то «замечали» даже специалисты - ботаники и географы. Вот что писал Ф. Мильков: «Собираясь в экспедицию, геоботаник или зоолог, а за ними и географ еще недавно провозглашали: «Подальше от городов и сел, ближе к девственной природе!» - не замечая, что и город - это тоже природа, только преобразованная, изучение которой не менее, а пожалуй, еще более важно вследствие ее постоянной близости к человеку и практической значимости».
В последние десятилетия среди специалистов наблюдается настоящий взрыв интереса к растительному миру городов (особенно за рубежом). Многие ботаники «вышли на улицы» и избрали изучение городских растений своей специальностью.
Городские растения в урбоэкоценозах не только испытывают влияние своеобразных абиотических условий, но и оказываются вырванными из естественной системы биотических связей с другими живыми организмами.
При формировании городской дендрофлоры необходимо учитывать тот факт, что растения являются живым материалом и их декоративные качества зависят как от свойств самого растения, так и от условий среды, в которых происходит его развитие. Кроме того, декоративные качества растений динамичны, и в большей или меньшей степени связаны с развитием растения - возрастным и сезонным.
Исходя из анализа материала, представленного в работе, можно сделать следующие выводы:
Основную часть дендрофлоры Урала составляют экзоты, привезенные из других географических районов.
В работе проанализирован видовой состав растительных сообществ на Урале и представлен список растений, используемых при озеленении территории. Рассмотрено влияние факторов городской среды на фитоценозы, изучены сезонные явления и композиции древесно-кустарниковых растений г. Екатеринбурга. Около большинства городских школ имеются небольшие земельные участки. Далеко не всегда они хорошо озеленены. Чаще всего вокруг школ высажены тополя и другие древесные растения, не представляющие интереса ни для оптимизации среды, ни для учебного процесса. Авторская программа элективного курса, входящая в работу, помогает учителю познакомить учащихся с ассортиментом древесных растений города. Она также демонстрирует, как можно использовать пришкольную территорию для организации экологической тропы в целях формирования экологической культуры учащихся.
Теоретическая часть работы может быть использована в элективном курсе, при проведении экскурсий по городу, при работе со студентами и учителями (районные методические объединения учителей биологии и экологии). Материал также будет интересен жителям города Екатеринбурга, интересующимся древесными растениями.
Инновация: в работе были обобщены материалы, характеризующие древесную флору урбоэкоценозов и конкретно описаны виды интродуценты из такого крупного промышленного центра как город Екатеринбург. На основе теоретических материалов автором была разработана программа элективного курса.