Правовые проблемы регулирования отношений в области использования и охраны вод в Российской Федерации - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Правовые проблемы регулирования отношений в области использования и охраны вод в Российской Федерации

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вода - незаменимое природное богатство, выполняющее особую экологическую функцию. Все свободные воды, которые могут перемещаться под влиянием солнечной энергии и сил гравитации, переходить из одного состояния в другое, образуют гидросферу - одну из оболочек Земли. Гидросфера тесно связана с другими оболочками Земли - атмосферой, литосферой и биосферой.

 Важнейшее свойство воды - её непрерывный круговорот, связывающий воедино все части гидросферы, образуя в целом замкнутую экосистему: океан - атмосфера - суша. Горизонтальный круговорот осуществляется путём испарения с поверхности океанов, морей, озёр и атмосферных осадков, выпадающих и на водную поверхность, и на сушу.

Вода является хранителем и распределителем на нашей планете солнечной энергии, аккумулятором тепла. Климат и погода на Земле во многом определяются наличием водных пространств и содержанием водяного пара в атмосфере. Воды представляют собой возобновимый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс, поэтому экологическое законодательство регулирует их рациональное использование и всестороннюю охрану.

В последние годы в Российской Федерации относительно успешно решается проблема обеспечения граждан земельными участками. Уже 43,6 млн. граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства. В их собственности, владении и пользовании находится около 8,3 млн. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,19 до 0,36 га, а для садоводства - с 0,06 до 0,08 га. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 35 млн. граждан и 672 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств.

В отношении водопользования мы не располагаем подобной статистикой, однако ясно, что до настоящего времени имеются лишь единичные случаи осуществления прав водопользователей-граждан.

Тем не менее в решении водных вопросов проблем пока больше, чем найдено ответов.

Мо­делью настоящей  научной работы является изучение и анализ учебной, научной литературы, нормативного материала в области водного права. А также оценка водного законодательства

В отличие от земли, которая в качестве объекта земельных правоотношений выступает как однородная категория, воды характеризуются огромным разнообразием видовых различий. Для того чтобы при регулировании водных отношений в формулировках правовых актов и норм каждый раз не перечислять все виды вод, законодатель установил единое понятие - водный объект, который символизирует тот или иной конкретный материальный объект водных отношений, отвлекаясь от видовых различий. Определение водного объекта дано в ст. 1 ВК.1 В дополнение к этому определению в настоящей статье провозглашается, что водный объект - это не только сосредоточение воды на поверхности суши в формах рельефа либо в недрах, но и земли, на которой эта вода сосредоточена. Таким образом, исполнителю Закона напоминается, что в природе существует определенное единство вещества воды и земли.

Но возникает вопрос о юридическом значении провозглашения такого единства воды и земли. Очевидно, юридическое значение этого правила в том, что в случае пользования водным объектом права пользователя распространяются как на вещество воды, так и на землю, в которой эта вода сосредоточилась. Это означает также, что в случае предоставления в пользование какого либо сосредоточения воды, автоматически в пользование предоставляются дно и берега, в которых вода сосредоточилась. И наоборот, если в пользование предоставляются дно и берега поверхностных водных объектов или вмещающие горные породы, то права пользования автоматически распространяются на соответствующие сосредоточения воды. Именно в этом заключается юридическое значение единства воды и земли в водном объекте. В противном случае данное правило является юридически бесполезным.

Правда, не сказано о том, охватывается ли понятием единого водного объекта растительные и животные организмы, которые обыкновенно населяют сосредоточения природных вод, древесная, кустарниковая и травянистая растительность, которая произрастает по берегам рек, озер, морей и иных поверхностных водных объектов, а также атмосферный воздух, который всегда сопряжен с поверхностными водами и участвует в естественных процессах круговорота воды в природе. Если следовать Федеральному закону "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462), то придется признать, что животный мир образует самостоятельную юридическую категорию. И дикие животные, находящиеся в состоянии естественной свободы на территории РФ, в том числе рыбы, моллюски и другие водные животные, юридически не могут входить в состав земельного участка, водного объекта, лесного массива. И, далее, предоставление в пользование водного объекта не означает предоставления в пользование водных животных, населяющих данное сосредоточение воды.

Интересно, что земля и по Конституции РФ и по земельному законодательству признается самостоятельным объектом правоотношений, а поэтому юридически не должна рассматриваться как составная часть недр, вод, лесов, атмосферного воздуха. Тем не менее законодатель в ВК провозгласил единство воды, земли и даже горных пород, в которых сосредоточилась вода.

В статье не говорится о пределах площади земель берегов водных объектов, которые должны признаваться составной частью этих водных объектов, хотя далее в ст. ст. 12 и 162 говорится, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам (примыкающих - значит сопряженных и, следовательно, входящих в состав водных объектов), могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц, а порядок установления границ прибрежной полосы морских вод и режим ее использования определяются Правительством РФ. Здесь нет ответа на вопрос о том, до каких пределов водопользователи могут рассматривать дно и берега составными частями поверхностных водных объектов и до каких пределов вмещающие горные породы могут признаваться частью единых водных объектов и объектами права водопользования.

Можно предположить, что в зависимости от физико-географических признаков различаются моря, океаны, реки, озера, ручьи и т.д. Трудно сказать, какие виды водных объектов могут быть выделены по гидрорежимному признаку. Такие виды водных объектов как внутренние морские воды и территориальное море выделяются главным образом по юридическим признакам, в зависимости от структуры государственной территории и категорий, принятых в международном морском праве.

В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускаются только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

В государственной собственности находятся водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и водные объекты, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федера В собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся4: "поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации; водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; трансграничные (пограничные) водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море Российской Федерации; водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий; водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно - оздоровительных местностей федерального значения; иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Правовой основой для признания права собственности на водные объекты за всеми субъектами РФ является Федеративный Договор, который является составной частью Конституции Российской Федерации и действует в части ей не противоречащей. Согласно Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ земля, ее недра, воды, растительный, животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. То есть в Федеративном договоре закреплено право государственной собственности республик на землю и иные природные ресурсы, в том числе водные ресурсы. Часть четвертая ст. 5 Конституции РФ предусмотрела, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Поэтому принцип равенства всех субъектов РФ между собой означает, что не только республики, но и иные субъекты РФ имеют право собственности на природные ресурсы.

В муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.

В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Данное определение, данное в ст. 1 ВК страдает неопределенностью по всем приведенным характеристикам, кроме того, что это - искусственный водоем. Возникает закономерный вопрос, является ли небольшое озеро естественного происхождения, образующееся, например, при сильном дождевом ливне или во время весеннего половодья обособленным водным объектом? Отношения по поводу обособленных водных объектов регулируются водным законодательством РФ лишь в той мере, в какой данные отношения не урегулированы гражданским законодательством и земельным законодательством РФ (ст. 5 ВК). По ст. 11 ВК обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Положения водного законодательства РФ применяются к обособленным водным объектом в той мере, в какой это противоречит гражданскому законодательству.

Можно выделить критерии определения водных объектов как объектов права частной собственности.

Во-первых, водный объект должен быть обособленным, т.е. замкнутым. Это значит, что таким объектом может быть признан пруд, озеро и т.п.

Во-вторых, такой водный объект должен быть небольшим по площади, быть непроточным искусственным водоемом. В ч. 2 ст. 40 говорится, что предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством РФ.И третий признак.  Такие водоемы не должны иметь гидравлической связи с другими поверхностными воднымиобъектами6.

    Водное законодательство признает в качестве водопользователей любых граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства.

Каждый субъект права водопользования должен обладать соответствующей правоспособностью, то есть способностью иметь права и нести определенные обязанности. Способность своими действиями приобретать и осуществлять права, нести соответствующие обязанности и выполнять их, возникает у граждан по достижении совершеннолетия, в 18 лет.

Действующее водное законодательство признает субъектом права водопользования как тех лиц, которые непосредственно получили в пользование водный объект или его часть, так и тех, кто имея по закону право пользования водными объектами, фактически это право не реализуют. Например, граждане, в том числе несовершеннолетние, вправе свободно использовать водные объекты, иначе говоря, осуществлять право общего водопользования.

Таким образом, субъектом права водопользования может признаваться лицо, обладающее лишь водной правоспособностью, поэтому к числу субъектов права пользования водными объектами относятся юридические лица и граждане, обладающие на основании закона абстрактной юридической возможностью водопользования. Правоспособность субъектов права водопользования возникает с момента их возникновения и прекращается лишь тогда, когда сам субъект права прекращает свое существование. Правоспособность - это не только условие приобретения права водопользования, но и его реализации. Что же касается права гражданина на получение лицензии с наступлением совершеннолетия, то в данном случае речь идет о дееспособности в области водных отношений

       Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется путем регулирования деятельности источников загрязнения. Юридические лица и граждане, осуществляющие их эксплуатацию, должны принимать установленные законодательством меры по предотвращению загрязнения и восстановлению водных объектов.

Основополагающие водоохранные, экологические и санитарно - гигиенические требования к источникам загрязнения установлены ВК РФ, ФЗ "Об охране окружающей среды", Ф3"0 санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г.

Выполнение водоохранных требований обязательно со стадии выбора места расположения источника загрязнений, при его проектировании и строительстве. Запрещено вводить в эксплуатацию источники загрязнения, не обеспеченные современными технологиями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации сбросов до уровня предельно допустимых. Все источники загрязнения должны быть оснащены средствами контроля за сточными водами. Запроектированные работы по охране окружающей природной среды должны быть выполнены к стадии ввода в эксплуатацию источника загрязнений.

Для источников загрязнений определяется предельно допустимый норматив воздействия на водный объект, который он обязан соблюдать. Не допускается сброс в водные объекты неочищенных и необезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод, а также сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

При эксплуатации источников загрязнения должны проводиться технические мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения водных объектов; очистка сточных вод и повторное их использование; устройство оборотных систем водоснабжения; сокращение или прекращение поступления примесей в сточные воды путем упорядочения и изменения технологических процессов производства; переход на безводные технологические процессы; ликвидация отвалов производственных и бытовых отходов, из которых загрязнения вымываются поверхностным и дренажным стоком.

Каждый владелец источника загрязнений обязан вести учет сбрасываемых вод, производить их анализы, информировать органы государственной власти об аварийных и чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние вод.

В настоящей работе был рассмотрен вопрос касающийся водопользования в Российской Федерации. Были освещены такие моменты как государственное регулирование в области использования и охраны вод, право водопользования, аренда водных объектов, право ограниченного пользования водными объектами, правовая охрана водответственность за нарушение водного законодательства.

      На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что воды остаются такой вещью, которая вряд ли в большей своей части без ущерба для страны может быть полностью обращена в частную собственность. Законодатель в данном случае проявил достаточно благоразумия и уважения к исторической традиции и преемственности в праве, записав в ст. 35, что все не находящиеся в муниципальной собственности, в собственности граждан и юридических лиц водные объекты являются государственной собственностью. Не сказано, что исключительной государственной собственностью, но в настоящее время широко распространенной другой Анализ действующего водного законодательства позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего развития водного законодательства в направлении совершенствования водных отношений и массового перехода к частной собственности граждан на обособленные водные объекты.В итоге можно выделить ряд основных проблем водопользования и охраны водных объектов:

1. Несовершенство водного законодательства;

2. Несовершенство понятийного аппарата водного законодательства, в части разграничения водных объектов от обособленных водных объектов;

3. Засорение и истощение водных ресурсов;

4. Отсутствие отлаженной системы государственного контроля в области использования и охраны вод;

5. Отсутствие специализированного закона регулирующего отношения аренды водных объектов.

Можно предложить некоторые пути решения данных проблем:

1. Разработка единой концепции развития водного законодательства, в которой следует определить его приоритеты и недостатки, подлежащие устранению; Приведение водного законодательства в соответствие с другими нормативными актами В целях устранения пробелов и противоречий возникающих между водным законодательством и другими отраслями права, подготовить и принять ряд нормативных актов;

2. Усилить государственный контроль в области использования и охраны водных объектов;

3. Также в целях охраны водных объектов, необходимо, увеличить штрафные санкции за правонарушения в области использования водных объектов
Просмотров работы: 461