ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННЫМ МИГРАЦИОННЫМ ПОТОКАМ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННЫМ МИГРАЦИОННЫМ ПОТОКАМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Незаконные мигранты, как утверждают некоторые исследователи, прежде всего заняты в теневой экономике, уклоняются от уплаты налогов, оказывают вследствие бесправного положения и заниженных заработков давление на рынок труда, ухудшают эпидемиологическую ситуацию. Высока доля их участия в криминальных структурах и совершения ими различных преступлений, в том числе экстремистского и террористического характера.

Те, кто не имеет российского гражданства, как правило, не имеют и постоянного места жительства. Возможности оперативного установления их личности весьма затруднены. Избрание в отношении их единственно возможной меры пресечения в виде подписки о невыезде малоэффективно, так как нередко они скрываются от соответствующих компетентных органов.

Анализ практики показывает, что при нынешнем состоянии правового регулирования миграционных процессов можно уверенно прогнозировать дальнейшее осложнение ситуации, связанной с преступлениями, совершенными иностранцами и лицами без гражданства.

Обострение проблем незаконной миграции населения, во-первых, связано с отсутствием адекватного российским реалиям механизма правового регулирования, как это принято во всех развитых странах. Необходимо изменять подходы к квотированию пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны. Квота должна рассчитываться, по мнению автора, не из количественных показателей, а из процентного отношения мигрантов к гражданам РФ. Во-вторых, необходимо упорядочить визовые отношения РФ со странами зарубежья (систематизировать визовое законодательство с определенными приоритетными государствами), урегулировать в рамках СНГ законодательство по борьбе с незаконными мигрантами.

Исследователи признают необходимым изменить подход к получению иностранным работником разрешения на работу в РФ. Иностранный работник должен получать такое разрешение в стране гражданства. Но обязательным условием должно быть ограничение срока пребывания (сезонная работа, на 6 месяцев и на год), а также по примеру зарубежных стран - получение следующего разрешения только через год или два. Возможно, есть необходимость проводить ротацию трудовых мигрантов. Таким образом, можно снизить их оседание на территории России, где выгода экономики вполне очевидна, нет вынужденной необходимости выплачивать им пенсии и пособия, оказывая давление на бюджеты разных уровней. Одновременно с этим видится возможным ведение разъяснительной работы с работодателями для исключения их боязни принимать на работу иностранных граждан наравне с российскими гражданами, что повлечет изменение налогового и иного законодательства. Необходимо установление диверсификации стран, откуда прибывают трудовые мигранты (определение приоритетных государств исходя из политических и экономических аспектов).

По нашему мнению, совершенствование правового регулирования противодействия незаконной миграции должно идти по следующим направлениям:

- ужесточение государственного контроля за деятельностью организаций по найму работников для осуществления трудовой деятельности;

- изменение подходов к квотированию для въезжающих в Россию трудовых мигрантов (въезжающих по иным основаниям);

- возобновление системы фильтрации на Государственной границе;

- увеличение суммы денежных средств, необходимой для въезда, установление нормы о наличии денежных средств на банковской карте (по примеру Италии);

- уточнение разнородных источников (данных о мигрантах). По мнению автора, ими должны быть несколько основных источников: пограничный контроль, реестры населения - данные, получаемые в паспортно-визовых отделах, консульствах, при вручении заграничных паспортов, обязательная регистрация по месту жительства или месту пребывания иностранных граждан (находящихся свыше 5 дней), перепись населения и т.д.

В связи с этим в основе совершенствования миграционной политики должно быть сочетание действенного контроля за миграционными процессами и обеспечения прав и свобод, как мигрантов, так и коренного населения. Решая проблемы миграции, необходимо обеспечить соблюдение экономических, трудовых и иных социальных прав мигрантов, в том числе нелегально прибывших в нашу страну, поскольку на них распространяются нормы международного права в части обеспечения прав человека и гражданина.

Национальные законы и международное право устанавливают ограничения и правила, в соответствии с которыми можно проверять документы у граждан. Остановка полицией гражданина для проверки документов является временным ограничением его свободы и права на передвижение. Поэтому законодательство цивилизованных стран и международное право требуют наличия хотя бы минимума разумных оснований, поводов для проверки документов, задержания, опроса.

Любое ограничение свободы должно происходить только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным законом.

Конституция РФ гарантирует каждому, кто законно находится на территории России, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также устанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; каждый имеет право на отдых; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; каждый имеет право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование и др. При этом перечисленные права в силу ч. 3 ст. 55 Конституции могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Иными словами, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством.

Практика свидетельствует, что вступление России в Совет Европы, признание ею юрисдикции Европейского суда по правам человека, ратификация некоторых международных конвенций и договоров требуют от Российской Федерации неукоснительного соблюдения положений Конституции, определившей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и вступившие в установленном порядке в силу международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Приоритетное значение международных договоров и их прямое действие налагают на органы прокуратуры обязанности по надзору за их соблюдением и по осуществлению взаимодействия в этих вопросах с компетентными органами сотрудничающих стран, по совершенствованию исполнения решений Европейского суда по правам человека, в том числе выявлению причин и условий нарушения прав и свобод человека и гражданина, обязанности по недопущению подобного рода нарушений в дальнейшем.
Просмотров работы: 0