В последние десятилетия в мире происходят процессы возрастания угрозы терроризма, представляющего собой новую форму организованного насилия. Террористические акты в мировом сообществе в настоящее время получили государственную, политическую, национальную, религиозную и криминальную направленность. Законспирированность террористических формирований и связей между ними, тщательная подготовка преступных акций, дерзость, жесткость, изощренность, быстрота совершения самого преступления, часто оказание вооруженного сопротивления оперативным и следственным органам, возможность утечки и расшифровки оперативно-розыскной информации вследствие коррумпированных и политических связей, отсутствие необходимой защиты от преступников свидетелей и потерпевших вносят определенную специфику в комплекс методов и средств расследования террористической деятельности и оперативно-розыскных мероприятий.
При расследовании таких дел приходится проводить значительно больше, чем по другим уголовным делам, различных криминалистических операций на всех стадиях расследования, и особенно в его начале.
На каждом этапе расследования перед следователем, работником уголовного розыска и сотрудником экспертно-криминалистического подразделения стоят свои задачи, формирующиеся в соответствии с общим развитием процесса. То есть сложившаяся ситуация определяет направление дальнейших действий. В криминалистике это определяется следственной ситуацией.
Любая следственная ситуация - это совокупность условий (обстановка), в которых в данный момент осуществляется расследование. Она во многом определяет взаимосвязь имеющейся к определенному моменту времени информации о событии преступления и связанные с ее объемом, достоверностью и источником (процессуальный, непроцессуальный) наиболее оптимальные пути решения задачи раскрытия и расследования.
Проблема получения объективной информации на всех стадиях раскрытия и расследования терроризма является одной из наиболее значимых и актуальных. Непреложным является один из критериев ее отбора - относимость к событию преступления .
В каждом случае у следователя имеется определенная степень свободы в этом выборе. На сегодняшний день применительно к преступлениям, связанным с терроризмом, принятие решения следователем происходит в основном исходя из его опыта, интуиции и профессионализма. Естественно, что разработка научно обоснованных рекомендаций в таких условиях является задачей первостепенной важности.
Помимо криминалистической техники субъекты расследования активно используют тактические рекомендации при проведении следственных и иных действий в процессе расследования преступлений. Это способствует более глубокому изучению проблем, связанных с тактико-криминалистическим обеспечением расследования преступлений.
Оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия по линии борьбы с терроризмом и другими общественно опасными преступлениями в плане предоставления научно обоснованных рекомендаций методического или тактического содержания обеспечиваются преимущественно криминалистикой. Однако в структуре правоохранительных органов и спецслужб нет подразделения, которое осуществляло бы научный, всесторонний анализ практики по линии оперативно-розыскной и следственной деятельности, а также готовило бы соответствующие рекомендации, что существенно и не в лучшую сторону влияет на эффективность реализуемых мер.
Достичь этого удается лишь с привлечением возможностей криминалистики, за счет расширения ее предмета по проблематике антитеррористической оперативно-розыскной деятельности (равно как и следственной, т.е. в рамках раскрытия и расследования).
Эффективно действующие рекомендации могут быть построены только на основе научных разработок, которые, в свою очередь, формируются с учетом практического опыта. Подобного рода интеграция теории и практики представляется наиболее оптимальной формой с точки зрения эффективности процессов раскрытия и расследования.
Следует также учитывать, что выявление признаков преступлений является обязанностью всех органов, подразделений и сотрудников милиции, целесообразно направлять имеющуюся в службах и подразделениях органов внутренних дел информацию, содержащую признаки террористического характера, в специализированные отделы ГУБОП, РУБОП, УБОП. В свою очередь, указанным отделам необходимо иметь организационную, методическую и техническую базу для накопления, анализа и использования получаемой информации. Кроме того, должно быть организовано непрерывное взаимодействие с соответствующими подразделениями ФСБ, Государственного таможенного комитета, налоговой полиции, федеральной пограничной службы и другими ведомствами.
Сложность задач, привлечение к их выполнению различных по возможностям сил требуют тщательно продуманного планирования мероприятий, координации действий привлекаемых органов, служб, подразделений, создания единого банка полученной информации и организации постоянной аналитической работы.
Таким образом, к факторам, влияющим на раскрытие и расследование терроризма, можно отнести технико-криминалистическое обеспечение, тактико-криминалистическое обеспечение, организационные (управленческие) и информационные элементы системы. Рассмотрение их в сочетании с объективными и субъективными составляющими, определяющими формирование следственной ситуации, является основой анализа, направленного на повышение результативности раскрытия и расследования терроризма.
Было бы также целесообразным наладить систему взаимного или совместного обучения сотрудников взаимодействующих сторон на базе учебных заведений и иных служебных комплексов (в том числе и на курсах), а также согласование содержания учебных программ и дисциплин, тематических планов, касающихся единства действий в области применения оперативно-розыскных мер по обеспечению безопасности. Так как оперативные сотрудники и следователь должны быть в одинаковой степени вооружены криминалистикой в части знания криминалистических характеристик преступления и ситуации по делу, перечня возможных носителей розыскной и доказательственной информации, условий и порядка использования средств их обнаружения, изъятия и сохранения, а также продуманных и согласованных до мелочей последующих исследований.