ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За экологические правонарушения, т.е. за виновные (противоправные) деяния, по общему правилу должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность. Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы).

В полном объеме подлежит возмещению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда следует учитывать степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, упущенные профессиональные возможности, а также затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии. Кроме того, следует учитывать потери, связанные с причинением морального вреда, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией.

При определении ущерба имущества учитываются прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, а также упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов.

Итак, в условиях экологического кризиса в нашей стране возрастает «экологическая функция» государства, которая начиная с советских времен являлась основным инструментом в сфере природопользования. Если вспомнить, что значение латинского слова «функция» - это «исполнение, осуществление», то нетрудно согласиться, что функция государства может быть эффективно реализована лишь в совокупном действии законодательства и его правоприменения органами государства. В таком случае как же быть с деятельностью государства, направленной на охрану окружающей среды от деградации ее качества, если экологическим законодательством по-прежнему допускается возможность сверхлимитного пользования, в том числе и загрязнения? Например, даже обновленный Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в п. 2 ст. 23 допускает, что технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Вместе с тем в ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принципы не только не изменены, но и был поставлен своеобразный рекорд - провозглашены 23 принципа, среди которых есть принципы «охраны» и «сохранения окружающей среды». Сохранить окружающую среду действительно возможно при строгом выполнении условий охраны ее качества, нормативом которой могли быть те же самые ПДК. И ее невозможно сохранить, если не охранять ее качество, которое ставится законом в зависимость не от возможностей самой окружающей среды, а от потребностей хищнического природопользования. Следовательно, этих 23 принципов недостаточно.

Как показывает практика, попытки публично-правовыми методами добиться позитивных результатов в сфере природопользования с целью минимизации негативных последствий для человека не дают требуемых результатов. В этой связи выход из ситуации видится в усилении частноправового элемента в содержании экономически обоснованных экологических отношений.
Просмотров работы: 4