В судебном порядке отцовство устанавливается при отсутствии совместного заявления родителей, индивидуального заявления отца либо согласия органа опеки и попечительства при наличии индивидуального заявления отца.
Согласно ст. 49 Семейного кодекса РФ истцами по данной категории дел могут выступать: один из родителей ребенка; опекун или попечитель ребенка (орган опеки и попечительства вправе быть истцом в случаях, когда на этот орган в соответствии с п. 2 ст. 123 СК РФ возлагаются функции опекуна или попечителя); лицо, на иждивении которого находится ребенок (как правило, близкий родственник); сам ребенок по достижении им совершеннолетия. Чаще всего подобные иски предъявляются матерью ребенка и, следовательно, ответчиком по делу выступает предполагаемый отец. Если же мать ребенка отказывается от подачи совместного заявления в орган записи актов гражданского состояния либо орган опеки и попечительства не дает согласия на регистрацию отцовства по индивидуальному заявлению отца, то лицо, считающее себя отцом ребенка, вправе предъявить иск об установлении своего отцовства, и тогда ответчиком по делу будет выступать мать ребенка либо орган опеки и попечительства. Сторонами по делу могут выступать несовершеннолетние лица. В соответствии с п. 3 ст. 62 СК РФ по достижении возраста 14 лет они вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке. Исковая давность на данную категорию дел не распространяется.
При рассмотрении дела суд должен установить один факт - действительное происхождение ребенка. При этом суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица (ст. 49 СК РФ). Согласно ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ к доказательствам относятся объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
К доказательствам могут относиться письма, анкеты, заявления, показания свидетелей, вещественные доказательства, другие фактические данные (например, бесплодие мужа, нахождение в командировке).
По одному из дел в качестве доказательства признания отцовства суд принял во внимание татуировку на руке ответчика "сын Аркадий". В качестве доказательств могут выступать завещание, составленное в пользу ребенка, договор страхования, дарения при условии, что ответчик в них указывает на родственные отношения с ребенком. Суд принимал во внимание записки ответчика в роддом, в которых он спрашивал о состоянии здоровья его дочери, на кого она похожа, просил назвать ребенка определенным именем; письма, полученные по электронной почте, в которых ответчик выражал восхищение своей дочерью и желание ее поскорее увидеть.
С помощью судебно-медицинских экспертиз могут быть установлены время зачатия (судебно-гинекологическая экспертиза), способность ответчика иметь детей, наличие (отсутствие) родственной связи с ребенком (биологическая, молекулярно-генетическая экспертиза).
Судебно-гинекологическая экспертиза проводится с целью установления времени зачатия и необходима в случаях, когда ответчик утверждает, что не мог во время зачатия находиться в близких отношениях с матерью ребенка, например, в связи с отъездом в командировку и т.д. При проведении экспертизы исследуются медицинские документы: индивидуальная карта беременной, история родов, индивидуальная карта новорожденного. Необходимо отметить, что судебная практика всегда основывалась на стремлении к максимальному соблюдению интересов ребенка.
Так, по одному из дел об установлении факта признания отцовства заявителем выступала жена умершего. В заявлении она указала, что в течение нескольких лет она совместно с мужем воспитывала и содержала рожденную другой женщиной девочку, которую муж признавал своей дочерью. Поскольку местонахождение матери ребенка неизвестно, а заявительница продолжает воспитывать ребенка, то она является заинтересованным лицом в установлении факта признания отцовства ее умершим мужем. Родительские права и обязанности отца возникают с момента рождения ребенка.