Вопросы демографической политики всегда находятся в центре внимания политиков. Это находит свое отражение в том, что в каждом очередном послании Президента РФ Федеральному Собранию рассматривается и дается оценка демографическому положению в стране. В условиях демографического кризиса в России в обществе сложился консенсус в понимании того, что преодоление демографического кризиса становится ключевой для всей страны проблемой.
Из трех основных составляющих демографического положения - показателей смертности, миграции населения и рождаемости особое внимание было уделено программе стимулирования рождаемости. Президентом был предложен комплекс финансовых и административных мер поддержки молодых семей, женщин, материального стимулирования рождения второго ребенка. Однако для решения этой проблемы должны быть привлечены не только финансовые, но и другие возможные и доступные способы, в том числе меры правового порядка.
Положение в государстве, с одной стороны, теряющего население катастрофическими темпами, с другой - законодательно никак не ограничивающего массового производства абортов, вряд ли можно определить как нормальное. Именно такая ситуация сложилась в России. С одной стороны, в стране фиксируется устойчивая тенденция падения рождаемости, с другой - не предпринимается никаких мер для ограничения самого большого в мире (от 1,5 до 7 миллионов в год!) - производства абортов как основного фактора регулирования рождаемости.
За последние 5 лет отечественные юристы все чаще поднимают вопросы о необходимости совершенствования конституционно-правового регулирования репродуктивных прав человека.
Наши предложения касаются ст. 36 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (от 22.07.1993 N 5487-1). Статья 36 называется «Искусственное прерывание беременности» и начинается с утверждения: «Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве». В контексте данной статьи искусственное прерывание беременности рассматривается как право каждой женщины. На уровне общественного морально-этического сознания этот принцип равнозначен суждению: «Каждая женщина имеет право на детоубийство». Для традиционного морального сознания данный принцип является предельным выражением аморализма. Именно морально-этическая некорректность искусственного прерывания беременности веками сохраняла за абортом статус преступления «против жизни, против семьи и общественной нравственности» в законодательствах европейских государств. В Уголовном уложении России - с 1832 г. (первое издание) до революции 1917 г. - «изгнание плода» классифицируется как вид смертоубийства. Даже в СССР с 1937 г. по 1955 г. аборт был уголовно наказуемым действием.
Учитывая принципиальную роль права, которое наряду с моральными принципами является основной формой регулирования поведения человека, мы предлагаем:
- принять новую редакцию ст. 36, исключив первую фразу «Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве2 и заменив ее на следующее положение: «Каждая женщина решает вопрос о материнстве после беседы с врачом и в соответствии со своими нравственными и религиозными убеждениями»;
- добавить в текст статьи положение, отражающее политику государства, терпящего убыль населения: «Врач при беседе должен исходить из презумпции деторождения, естественных законов природы». Это означает, что: 1) врач первой фразой должен предложить рожать; 2) врач не вправе принуждать беременную к проведению аборта;
- внести изменения во второй абзац данной статьи в целях ограничения доступности аборта. Это означает необходимость утвердить проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения вне рамок обязательного медицинского страхования через систему предоставления платных медицинских услуг (ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Это обеспечит право большинства налогоплательщиков, закрепленное в ст. 28 Конституции РФ, не финансировать действия, противоречащие их совести, нравственным чувствам и религиозным убеждениям;
- сократить перечень социальных показаний к искусственному прерыванию беременности с 4 до 1 позиции: для беременностей после изнасилования;
- легализовать право врача отказаться от производства абортов, закрепленное в п. 6 Декларации Всемирной медицинской ассоциации «О медицинских абортах» (Осло, 1983), согласно которому в том случае, «если личные убеждения не позволяют врачу сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге». Привести Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан в отношении свободы отказа от аборта в соответствие со ст. 28 Конституции РФ.
Мы против введения уголовной ответственности за аборт. В то же время мы считаем допустимым наряду с предложенными мерами рассмотреть и такую возможность, как исключение ст. 36 из Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и переход к регулированию данной медицинской процедуры наравне с другими медицинскими процедурами нормативными ведомственными актами. Данная мера предотвратит правовой «пиар» превращения опасного с точки зрения медицины, преступного с точки зрения морали, катастрофического для государства и трагического для каждой женщины выбора в категорию ее неотъемлемых прав.
Перечисленные меры, безусловно, будут способствовать совершенствованию этической корректности российского медицинского права, что найдет свое отражение в изменении морального отношения в обществе к абортам, что, в свою очередь, рассматривается нами как важнейший этико-правовой фактор решения демографических проблем страны.