УЧАСТИЕ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

УЧАСТИЕ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., впервые за всю историю развития российской государственности закрепила право административно-территориальных образований - субъектов Российской Федерации на формирование собственного законодательства. Создание законодательного массива на уровне регионов предполагает наличие четко установленной процедуры. Эта процедура должна обеспечить упорядоченность, систематизацию правил подготовки и принятия законов субъектами Российской Федерации.

Глава субъекта Российской Федерации, как правило, играет важную роль в региональном законодательном процессе, является, по сути, ведущим субъектом права законодательной инициативы, внося в значительной части субъектов Российской Федерации до 80% принимаемых в регионе законов. Это обусловлено развитостью административно-кадрового аппарата органов исполнительной власти, наличием у них и собственно практического опыта работы, и навыков подготовки нормативных актов, и возможностью активного привлечения к своей деятельности представителей научной общественности. Подобное положение дел в целом типично и для зарубежных государств с федеративным территориальным устройством.

Анализ федерального законодательства, регулирующего участие высшего должностного лица субъекта в законодательном процессе (как федеральном, так и региональном), показывает наличие значительного числа норм права, регулирующих данную тематику. Вместе с тем интересующие нас нормативные правовые предписания не всегда взаимоувязаны, зачастую имеют декларативный, нереализуемый характер. Для примера здесь можно указать хотя бы на ст. 43 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», не предусматривающую механизма своей реализации (в частности, учета предложений субъектов).

Итогом подобного порочного регулирования является минимизация нормативно закрепленных возможностей главы субъекта повлиять на федеральный законодательный процесс.

В свою очередь, субъекты Российской Федерации уделяют значительное внимание роли высшего должностного лица в региональном законодательном процессе, тщательно прописывают и существенно дополняют (в сравнении с федеральной частью) его полномочия. Законодательство российских регионов по данному вопросу отличается большей системностью. Часто в регионах создаются единые (сводные) законодательные акты, оформляющие ведущую роль главы региона в сфере подготовки и принятия законопроектов.

Таким образом, нормативное правовое регулирование участия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в законодательном процессе является системным и детализированным. Опираясь на принципы регулирования данного вопроса федеральным законодательством, отдельные регионы создали единую централизованную правовую базу, дающую возможность главам субъектов Российской Федерации в полной мере обеспечить законодательную основу проводимых в стране реформ на региональном уровне. Вместе с тем возможности участия глав субъектов в федеральном законодательном процессе крайне ограничены.
Просмотров работы: 64