Национальная, в том числе лекарственная, безопасность зависит не только от состояния экономики, качества ее правовой основы, но и от правильной оценки угроз этой безопасности. По оценке экспертного сообщества, третье место среди этих угроз прочно занимает криминальная угроза, которая применительно к лекарственной безопасности прежде всего связана с феноменом фальсификации (подделки) лекарственных средств. Криминальному воздействию подверглись практически все ведущие, и не только ведущие, сферы экономики, что наносит серьезный экономический ущерб и оказывает крайне негативное влияние на реформирование экономики, деловую активность субъектов хозяйственных отношений и привлечение зарубежных партнеров.
По прибыльности мировой теневой фармацевтический рынок оказался на третьем месте после рынка оружия и наркотиков. Основной задачей легального рынка лекарств является обеспечение конечного потребителя эффективными и доступными по цене лекарственными средствами. Именно этот рынок служит наиболее точным критерием качества социальной политики государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье. В свою очередь, здоровье нации, являющееся главной социальной ценностью и важнейшим экономическим ресурсом общества, служит сегодня индикатором прогресса социально-экономического развития, в котором синтезируются достигнутый уровень качества жизни людей и экономического благополучия страны. Безопасность здоровья нации в значительной степени предопределяет уровень национальной безопасности в целом.
Фальсификация лекарственных средств представляет реальную угрозу экономической и социальной безопасности страны, здоровью каждого человека, принимающего лекарства. Жертвами фальсифицированных лекарств являются не только их потребители, но также производители и дистрибьюторы, несущие огромные убытки, теряющие доверие покупателей и стимулы к разработке новых лекарств.
Особенности современного рынка лекарственных средств в России и товарной природы лекарств диктуют необходимость оптимизации баланса его социальной и коммерческой сторон, поиска оптимальных способов сочетания рыночного и государственного механизмов координации действий участников фармацевтического рынка в целях реализации социальной политики государства по обеспечению населения эффективными лекарствами, сохранению жизнеспособности экономики и безопасности страны.
Для решения этой задачи государство должно иметь ясную научно обоснованную концепцию лекарственной безопасности и адекватный механизм ее реализации.
Анализ мирового рынка лекарственных средств показывает ряд тенденций, характерных для современной фармацевтической отрасли, в частности, повышение цен на инновационные препараты и увеличение количества фальсифицированной продукции. В настоящее время проводится серьезная работа по консолидации усилий мирового сообщества в области противодействия распространению фальсификатов.
К административной ответственности ежегодно привлекается не более 1200-1300 лиц, участвующих в обороте фальсификата. Органами внутренних дел из обращения ежегодно изымается фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств на сумму не более 4-5 млн. рублей. Вместе с тем, по усредненным оценкам экспертов на долю такой продукции приходится не менее 13-18 млрд. руб.
Действующее уголовное законодательство и законодательство об административных правонарушениях закрепляют лишь общие нормы об ответственности за преступления, связанные с обращением фальсифицированных лекарств. Ни УК РФ, ни КоАП РФ не предусматривают обособленной в отдельных статьях ответственности за обращение поддельных лекарств, что не позволяет вести эффективную борьбу с подобными преступлениями, планировать целевые профилактические мероприятия, обеспечивать должный уровень ответственности субъектов рынка. В связи с этим, в рамках данной научной работы был разработан законопроект, позволяющий решить две основные проблемы в сфере борьбы с контрафактными лекарствами.
Во-первых, предлагается включить в статью 238 УК РФ нормы об ответственности за производство и обращение недоброкачественных и поддельных лекарственных средств, что создает условия для эффективного пресечения оборота на российском рынке фальсифицированных лекарственных средств, а также фармацевтических субстанций и биологически активных добавок.
Другой серьезной проблемой является то, что действующее административное законодательство не позволяет органам Росздравнадзора составлять протоколы об административных правонарушениях и назначать административные наказания нарушителям, тем самым предотвращать совершение преступлений. В настоящее время, любая проверка, осуществленная специалистами Службы без участия представителей органов внутренних дел, в худшем случае для тех, кто производит, хранит, перевозит или продает фальсифицированные лекарства, может закончиться лишь обращением в суд и направлением материалов в правоохранительные органы.
Одним из прямых последствий этого является то, что обнаруженные во время проверок фальсифицированные лекарства не могут быть сразу признаны вещественными доказательствами по административному, а затем и по уголовному делу и подлежат уничтожению в установленном законом порядке. Как показывает практика, уничтожение предмета преступления до начала расследования, как правило, приводит к «развалу» уголовного дела еще до суда.
Для решения данной проблемы предлагается внести соответствующие дополнения в КоАП РФ, наделяющие органы, уполномоченные на осуществление функций государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения и социального развития, и их должностных лиц, полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с оказанием медицинских услуг и обращением лекарственных средств.