Феномен стресса, открытый Гансом Селье относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды. Различные исследователи (психологи, социологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека.
Во время обучения в вузе студенты испытывают стрессовые нагрузки, когда они и адаптируются к новой группе, к новому виду обучения, сдают экзамены. Цель нашего исследования - выявить выраженность стресса у студентов ЕГПУ. В нашем исследовании приняли участие студенты факультета иностранных языков, факультета татарской и сопоставительной филологии, психологии и педагогики II курса. Мы использовали тест на учебный стресс, авторская разработка Ю.В.Щербатых.
В первой группе вопросов студенты должны были оценить вклад отдельных личных проблем в общую картину стресса. Факторы вызывающие стрессовые состояния у студентов: «строгие преподаватели», «большая учебная нагрузка», «жизнь вдали от родителей», «отсутствие учебников». Превышают среднее значение такие факторы, как: «неумение правильно организовать свой режим дня». К субъективным факторам можно отнести «излишнее отношение к учебе», «стеснительность и застенчивость», «проблемы в личной жизни». Не вызывают стресс такие факторы, как «непонятные, скучные учебники», «нерегулярное питание», «совместное проживание с другими студентами», «конфликты в группе».
Вторая группа вопросов выявляла в чем проявляется стресс, связанный с учебой. Мы получили, что вызывают стрессовые реакции следующие признаки: «ощущение беспомощности», «невозможности справиться с проблемами», «страхи, неуверенность», «сниженная самооценка». Факторы второй группы, не вызывающие напряжение, стресс у студентов: «невозможность избавиться от посторонних мыслей», «повышенная отвлекаемость», «плохое настроение». Факторы «спешка, нехватка времени», «проблемы с общением», выражены в пределах нормы.
Также наша анкета выявляла, какие приемы снятия стресса практикуют студенты, насколько сильно волнуются перед экзаменами, какие признаки экзаменационного стресса отмечали у себя.
Использованная литература:
1. Психология здоровья/ Под ред.Г.С.Никифорова.-СПб.:Питер,2006.- 607с.21.
2.Столяренко Л.Д. Психология. - М.: Академия, 2006. - 122 с.
3. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции.- СПб.:Питер, 2006.- 256с.