ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ ПОВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.

В эмпирической части было проведено исследование мотивации учебной деятельности и тенденции поведения студентов. По результатам методики «Диагностика структуры учебной мотивации» можно увидеть, что у подавляющего большинства студентов выявлено преобладание внутренней мотивации учебной деятельности. Данные студенты вовлекаются в учебную деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Результаты исследования по методике «Q-сортировка: диагностика основных тенденций поведения в реальной группе» свидетельствуют о преобладании следующих тенденций поведения: тенденция к независимости, тенденция к общительности, тенденция к избеганию «борьбы». На основе корреляционного анализа было выявлено, что чем выше внешняя мотивация учебной деятельности, тем выше проявляется независимость человека от групповых норм, независимость принятия решений. С уверенностью можно утверждать, что чем выше внутренняя мотивация, тем выше общительность, открытость, контактность таких студентов. Также чем выше внутренняя мотивация, тем ниже необщительность. Важно отметить, что чем выше показатель внутренней мотивации, тем выше избегание «борьбы». Данной категории студентов присуще стремление сохранять нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Они предпочитают сглаживать конфликтные ситуации, не выражать открыто своё недовольство.

Таким образом, раскрывается взаимосвязь тенденции поведения студента с мотивацией его учебной деятельности. Для студентов имеющих внутренние мотивы учения, внутреннее стремление к получению знаний характерна общительность и склонность избегания конфликтов, напряженности в группе, которые способствуют получению удовлетворения от самого процесса обучения, созданию благоприятной атмосферы учения. Студентам с внешней мотивацией учебной деятельности присуща независимость, то есть они не стремятся к образованию эмоциональных связей в учебной группе, не принимают норм и ценностей коллектива, а только лишь учатся для получения диплома, руководствуются внешними стимулами - оценка, похвала, избегание порицания со стороны других людей.
Просмотров работы: 1